Отдел древнебелорусской культуры
История отдела
Отдел древнебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора, фонды которого получили статус музея, был создан решением Бюро Президиума АН БССР 7 июля 1977 г. Официальное открытие экспозиции состоялось 15 мая 1979 г. В основу музейного собрания были положены коллекции, собранные за многие годы сотрудниками Института во время искусствоведческих и этнографических экспедиций по всей Беларуси. Оценкой значимости и исключительной ценности Музея стало постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 2001 г. о признании коллекций национальным научным достоянием.
За время своего существования Музей стал важным научно-исследовательским, просветительским центром, который проводит разнообразную работу по сбору, хранению, изучению памятников древнебелорусской культуры и искусства. Ежегодно его посещают 5 – 6 тысяч человек, преимущественно молодёжь – школьники, учащиеся, студенты учебных учреждений не только Минска, но и всей республики. Музей дает возможность гражданам других стран увидеть и оценить богатую и разнообразную культуру белорусского народа. В нём побывали представители национальных научных учреждений из России, Украины, Польши, Литвы, Латвии, США, Германии, Франции, Англии, Монголии, многочисленные делегации и группы туристов из стран Европы, Азии, Америки, Африки, сотрудники большинства аккредитированных в Беларуси посольств, участники научных конференций, симпозиумов, многочисленных художественных фестивалей.
Как научный центр, в котором накоплены культурные ценности огромного значения, Музей даёт возможность проводить научные исследования учёным не только Беларуси, но и других стран, преимущественно тех, исторические судьбы которых в прошлом и в современности соприкасались с белорусскими землями. Его двери всегда открыты и для молодёжи, потому что именно тут выполняются дипломные работы, проходят практику студенты главных гуманитарных высших учебных заведений нашей страны: Белорусского государственного университета культуры и искусств, Белорусской государственной академии искусств, Белорусского государственного педагогического университета.
Коллекции музея были положены в основу ряда фундаментальных работ, выполненных учёными Института искусствоведения, этнографии и фольклора, Белорусской энциклопедии: «Гісторыі беларускага мастацтва», «Збора помнікаў гісторыі і культуры Беларусі», «Энцыклапедыі літаратуры і мастацтва Беларусі», «Беларускай энцыклапедыі», «Этнаграфіі Беларусі», «Археалогіі і нумізматыкі Беларусі». На их основании были выполнены монографические исследования О.В.Терещатовой «Старажытнабеларускі манументальны жывапіс», А.К.Леоновой «Старажытнабеларуская скульптура», В.Ф.Шматова «Мастацтва беларускіх старадрукаў», Е.М.Сахуты и В.А.Говора «Художественные ремёсла и промыслы Белоруссии», М.М.Яницкой «Беларускае мастацкае шкло (XVI – XVIII стст.)», О.Е.Фадеевой «Беларускі ручнік», Б.А.Лазуки «Беларускае барока. Гісторыка-тэарэтычныя праблемы стылю», учебное пособие М.Н.Винниковой и В.И.Селивончик «Возрождение ремесла». Благодаря стараниям сотрудников Музея увидели свет коллективные труды: «Помнікі беларускай культуры. Новыя здабыткі» (четыре сборника статей), «Іканапіс Заходняга Палесся XVI – XIX стст.», альбом «Музей старажытнабеларускай культуры», каталоги музейных собраний.
Результатом научных исследований сотрудников Музея стала защита кандидатских диссертаций М.Н. Винниковой, А.Ю.Ходыкой, А.А.Ярошевичем, посвящённых художественным особенностям белорусского традиционного ткачества, отечественной портретной живописи XVI – XVIII вв., монументально-декоративной пластике XVII – первой половины XVIII вв.
В Музее во время его организации, формирования коллекций работали О.В.Терещатова (основатель и первый директор), О.А.Воротникова, Э.И.Ветер, Ю.А.Заяц, А.К.Леонова, Э.С.Максимова, Н.П.Мельников, С.Б.Чистик, М.М.Яницкая, А.А.Ярошевич. Их стараниями была создана основа фондов, сделаны первые шаги в изучении и систематизации древнебелорусской культуры и искусства. В разные годы в музее работали и работают Л.Е.Агеева, М.Н.Винникова, Н.Н.Демидова, Б.А.Лазуко, А.Ф.Литвинович, Т.Ф.Левкова, Ю.А.Пискун, А.А.Путинцев, А.Х.Печко, А.А.Селицкий, А.Ю.Ходыко, В.Ф.Шматов, С.А.Шукан, Г.И.Шупа, Н.Н.Янковская. В последнее время состав сотрудников пополнился молодыми специалистами С.С.Беляевой, П.А.Богдан, С.Ю.Молчаном, О.А.Чернышовой.
Музей древнебелорусской культуры состоит из трёх основных выставочных залов, помещений, где расположены экспонаты из Чернобыльской зоны, и фондохранилища. В нём представлены материалы 14 крупнейших коллекций, которые насчитывают около 30 тыс. единиц хранения основного, научно-вспомогательного и экспериментально-реставрационного фондов.
Археологическая коллекция сформирована отделами Института истории НАН Беларуси преимущественно в 1978 – 1979 гг. на основе накопленных находок в результате археологических раскопок древних стоянок и поселений человека каменного, бронзового и железного веков (Юдиново, Елисеевичи, Ополь, Камень, Осовец, Тайманово, Адаменки и др.). В ней представлены комплексы предметов, которые характеризуют важнейшие археологические культуры на территории Беларуси: нёманскую, верхнеднепровскую, «штрихованной керамики», милоградскую, зарубинецкую. Некоторые орудия труда, предметы быта, украшения свидетельствуют о связях с античным миром, кельтской, скифской культурой, прибалтийскими и скандинавскими землями. Многие из них выявлены известными белорусскими археологами: Л.Д.Побалем, Г.В.Штыховым, М.М.Чернявским, Л.В.Дучиц и др.
Славянские древности представляют предметы из раскопок городищ и курганных захоронений, среди которых – образцы орнаментированных металлических, костяных, стеклянных, керамических изделий XIII – XVII вв., в том числе украшения кривичского, родимичского, дреговичского типов. Особенно интересен комплекс находок из Масковичского городища, среди которых – рунические тексты скандинавского происхождения. Бытовые предметы, изделия ремесленников и воинское снаряжение характеризуют материальную и духовную культуру древнейших городов Беларуси – Полоцка, Менска, Лукомля, Заславля, Новогородка, Волковыска, Кричева, Копыси, Мстиславля.
В коллекции этнографии представлена материальная культура белорусов конца ХІХ – начала ХХ ст, его быт, традиционные ремёсла и промыслы (прядение, ткачество, гончарство, кузнечное дело, бондарное ремесло, бортничество и др.). Среди экспонатов самобытные орудия рыболовства (в том числе уникальная виленская коллекция остей кузнечной работы 1920-х гг.), земледелия, обработки зерна, льна. Заслуживают внимания разнообразные плетёные сосуды для хранения зерна, муки, орнаментированные прялки. Многие бытовые предметы отражают высокий художественный вкус белорусских крестьян, жителей местечек, как, например, расписные сундуки из Брестской обл. 1950 – 1954-х гг. В состав этнографической коллекции входит собрание народных музыкальных инструментов (духовых, струнных, мембранных, самозвучащих), изготовленных мастерами из разных мест Беларуси.
Коллекция народных тканей является одной из самых значительных в Беларуси. Это традиционная одежда белорусов, ручники, скатерти, покрывала, и другие бытовые ткани середины ХІХ – первой половины ХХ ст., которые дают представление о техниках и технологии ткачества, вышивки, плетения, которые использовались белорусскими крестьянами. Начало ей положило довоенное западнобелорусское собрание из Виленского университета, полученное в 1978 г. из Историко-этнографического музея Литвы. В дальнейшем коллекция целенаправленно пополнялась в ходе экспедиций в районы Беларуси, за счёт отдельных закупок, пожертвований. В 2006 г. в неё вошло большое собрание традиционного костюма и народных тканей Полесья и Центральной Беларуси, которое было передано Музею Беларусбанком. Сейчас в Музее хранится самая полная коллекция белорусского народного костюма.
Основной фонд состоит из уникальных экспонатов, которые отражают высокий уровень белорусского узорчатого ткачества, вышивки, кружевоплетения, моделирования и пошива одежды, украшения костюма. Научно-вспомогательный фонд состоит из фрагментов тканей, которые представляют научный интерес с точки зрения техники исполнения и художественно-орнаментального решения. Эти материалы используются при проведении практических занятий со студентами высших и средних специальных учебных заведений республики, на курсах повышения квалификации мастеров и художников предприятий художественных промыслов Беларуси.
Коллекция керамики охватывает многовековой период развития одного из самых распространённых видов народного ремесла белорусов, начиная от эпохи неолита и до работ современных мастеров. Из археологических раскопок происходят наиболее ранние образцы глиняной посуды. Большую ценность имеют изделия народных мастеров из знаменитых центров керамического производства Западной Беларуси – Ракова и Ивенца, угасших после Великой Отечественной войны. Их работы разнообразны по форме и ассортименту, обычно они декорированы подглазурной росписью с растительными мотивами. Кроме посуды, в Ивенце изготавливали также изразцы с использованием глазури, а в Ракове – самобытные глиняные игрушки. Они были собраны ещё в 1920 – 1930-х гг. виленскими этнографами и получены музеем в 1978 г. Этого же происхождения и самая рання коллекция чёрнолощёной керамики из Порозово и Пружан, дополненная работами известного мастера А.Токоревского. Уникальное явление представляет собой керамика из Городной Столинского р-на, где изготавливали неглазурованную посуду из белой глины со своеобразным декором. В коллекции есть образцы посуды практически из всех гончарных центров Беларуси, которые существовали в ХХ в.: Мира, Синявки, Городка, Ружан, Бабинович, Ганевич и др. Интересным разделом коллекции керамики являются полихромные изразцы. Это собрание представляет основные периоды развития белорусского изразцового искусства, наиболее значительные его достижения.
Коллекция изделий из стекла состоит из археологических находок, предметов быта, которые являются продукцией белорусских стеклозаводов второй половины ХІХ – ХХ вв., художественных и сувенирных изделий 1930 – 1970-х гг. известных предприятий: стеклозавода «Нёман» и Борисовского хрустального завода.
Декоративно-прикладное искусство
представлено разными разделами. Художественная резьба по дереву
принадлежит известным мастерам А.Пупко (Ивенец), В.Ольшевскому (Минск),
А.Рябцеву и Б.Василькову (Гомель), И.Супрунчику (д. Теребличи
Столинского р-на). Результатом возрождения соломоплетения являются
соломенные фигурки птиц, зверей, людей, жанровые сценки из народной
жизни, выполненные В.Гаврилюк (Брест), Т.Агафоненко, Л.Гловацкой,
Л.Лось, Е. и Г.Соломянками (Минск). Хранится коллекция вытинанок
М.Воронецкого (Ружаны). Большую ценность имеют предметы художественной
ковки, злотничества, литые колокола, церковная утварь, оклады икон.
В Музее хранится коллекция художественных тканей XVIII – ХІХ
вв., она включает литургические капы, велумы, салфетки, одежду и
элементы облачений католических и православных священников: орнаты,
долматики, комжи, бурсы, стулы, в которых использованы ткани
отечественного и зарубежного производства. Ценнейшими экспонатами
являются два Слуцкие пояса, изготовленные в XVIII в. на Слуцкой
мануфактуре и в одной из мастерских Лиона (Франция, дар
А.Техановецкого), одежда и предметы, в которых использованы фрагменты
слуцких поясов.
Коллекция иконописи по объёму и художественным качествам является вторым в республике собранием белорусских икон и алтарных картин XVI – ХІХ вв., написанных на дереве и полотне. Хранится 12 произведений известного белорусского художника Я.Дроздовича. Ценность коллекции живописи в том, что она достаточно полно отражает сложную конфессиональную и культурную ситуацию в Беларуси в разные исторические периоды. Наравне с православными и униатскими иконами представлена коллекция алтарной живописи, которая показывает своеобразное местное переосмысление европейских художественных стилей – Ренессанса, барокко, классицизма. Многие произведения имеют уникальное историко-художественное значение. Это «Поклонение волхвов» (первая треть XVI в., Браславский р-н), «Матерь Божья Одигитрия Иерусалимская» (вторая половина XVI в., Жабинковский р-н), «Святая Параскева» (1643 г., Мостовский р-н), «Матерь Божья Умиление» (1644 г., Малоритский р-н), алтарь-триптих «Святая Екатерина, Матерь Божья, Святая Доротея» (первая половина XVII в., Лидский р-н), «Матерь Божья Шкаплерная» (первая половина XVII в., Островецкий р-н), Матерь Божья Белыничская (середина XVII в., Несвижский р-н), «Святой Николай» (конец XVII в., Столинский р-н), «Святой Августин» (XVIII в., Слоним).
Коллекция скульптуры включает фигурную пластику и художественную резьбу XVI – ХІХ вв., которая происходит из католических, униатских и православных храмов. Наиболее древними произведениями являются «Матерь Божья» и «Апостол Иоанн» (XVI в., Волковысский р-н), которые были частями композиции с изображением Христа и предстоящими. Отражением ренессансного и маньеристического стилей в белорусском искусстве является надгробие Павла Сапеги и трёх его жён (первая треть XVII в., Гольшаны) – редкий пример мемориальной скульптуры. Наиболее полно представлена пластика периода барокко – от ранних изображений первой половины XVII в. до произведений позднего периода, в которых очевидны черты рококо. Среди них – «Матерь Божья» и «Апостол Иоанн» (первая половина XVII в., Волковысский р-н), «Апостол Тадеуш» и «Апостол» (середина XVIII в., Ивьевский р-н), царские врата (середина XVIII в., Брестский р-н), феретроны (переносные алтари) начала ХІХ в. Особый интерес представляет скульптура, выполненная народными мастерами, в которой отразились вкусы, художественные представления простых людей – крестьянства, бедного мещанства: «Ян Непомук» (XVIII в., Ивановский р-н), «Апостол Пётр» и «Апостол Павел» (конец XVIII в., Глубокский р-н), «Иисус скорбящий» (начало ХІХ в., Ивацевичский р-н).
В собраниях Музея хранится небольшая коллекция старопечатных книг и нумизматики, архивы известных белорусских искусствоведов, этнографов, художников, а также большой архив (около 13 тыс. единиц) фотонегативов и паспортов-описаний движимых памятников культуры и искусства Беларуси.
Ценной коллекцией является собрание памятников народного декоративно-прикладного искусства, этнографии (2 тыс. единиц), собранных в 1991 – 1999 гг. в деревнях, население из которых было отселено после аварии на Чернобыльской АЭС. Архаичные орудия труда, предметы быта, традиционных ремёсел и промыслов, иконы, ручники, одежда, расписные ковры – практически единственное сохранившееся свидетельство высокой и своеобразной культуры этого района.
Сотрудниками музея проводится значительная информационно-просветительская и педагогическая работа. Они читают соответствующие курсы в высших и средних специальных учебных заведениях Беларуси, участвуют в работе экспертных советов при Министерстве культуры Республики Беларусь, концерне «Белорусские художественные промыслы». В залах музея выполняются съёмки тематических и цикловых передач каналами белорусского телевидения, документальных фильмов Белвидеоцентром.
Заведующий отдела древнебелорусской культуры, кандидат искусствоведения, доцент Б.А.Лазуко