взлом

ENG

Отдел Экранных искусств

История отдела

Список сотрудников

Основные издания отдела экранных искусств

До создания в Академии наук Института искусствоведения, этнографии и фольклора никакой систематической научно-исследовательской работы в области кино в республике ни проводилось. Отдельные публикации, в которых рассматривались проблемы развития белорусского кино или анализировались некоторые фильмы, носили главным образом случайный, эпизодический характер. Не было организации, которая взяла бы на себя киноведческие функции, не было подготовленных специалистов, способных заняться обобщением творческого опыта белорусских кинематографистов. А необходимость таких обобщений к тому времени назрела. Они диктовались задачами дальнейшего развития кинематографа. Важно было обратиться к прошлому, учитывать традиции, анализировать процесс развития киноискусства.

Развитие публикаций в области истории белорусского кино началось с издания в 1961 г. брошюры А.Красинского, Г.Тарасевича, В.Смаля «Киноискусство Советской Белоруссии». В ней кратко говорилось об этапах развития кино Беларуси в главах «От первых хроникальных  фильмов до художественного кинематографа», «Первые достижения звукового кино», «В суровые годы войны», «Белорусское кино сегодня».

В первые годы существования сектора театра и кино киноведами была проделана большая работа по сбору, анализу и описанию фактов, которые имеют отношение к рождению и становлению белорусского кино. Киноведы пользовались фильмотеками и архивами Госфильмофонда СССР и Кабинета киноведения Всесоюзного государственного института кинематографии в Москве. В 1962 г. А.Красинский защитил первую в Беларуси кандидатскую диссертацию по киноведению «Становление и пути развития белорусского звукового кино в 30-е годы». Была опубликована коллективная монография «Белорусское кино. Краткий очерк» А.Красинского, В.Смаля, Г.Тарасевича (Минск, Издательство Академии наук БССР, 1962). В историческом очерке были обрисованы основные творческие этапы белорусского киноискусства, прослежены наиболее важные тенденции его развития, проанализированы наиболее значительные фильмы, исследовано творчество лучших мастеров белорусского кино.

Была составлена первая фильмография белорусских фильмов (1926-1960 гг.). При трактовке кинематографического процесса авторы исходили, как было принято в то время, из понятий социалистического реализма, и художественные явления в кинематографе рассматривались с точки зрения задач воспитания нового человека в духе идей коммунизма. Книга представляла собой краткий очерк истории кино республики за почти сорокалетний период. Было издано также несколько брошюр.

В 1976 г. был создан сектор кино, который до 2007 г. возглавлял А.В.Красинский. С 2007 г. отдел возглавляет А.А.Карпилова, с 2009 года он называется отдел экранных искусств.

В 1983 г. А.Красинский защитил докторскую диссертацию «Белорусское киноискусство: проблемы становления, особенности современного кинопроцесса», в 1985 г. стал доктором искусствоведения, в 2005 г. получил звание профессора.

Значительным событием в развитии белорусского киноведения стало издание в 1969-1970 годах «Истории белорусского кино» (в двух книгах), в которой исследован многолетний творческий опыт белорусских кинематографистов, проанализированы кинофильмы, созданные в 1925-1967 годах. Авторы – А.Красинский, В.Смаль,  О.Нечай, Г.Ратников, Г.Подберезский – подробно рассмотрели в первом томе «Истории белорусского кино (1924-1945 гг.)» становление белорусского киноискусства, творчество ведущих мастеров. Были использованы новые архивные материалы, сведения и рецензии в прессе, документы 1920-х-1930-х гг. Рассматривались не только сами фильмы, но и кинопроцесс в целом (создание фильмов, зрительская реакция на них). Это расширило общую картину становления белорусского кино. Показывая трудности развития его производственной базы (связанные с временным базированием студии в Ленинграде), авторы одновременно уделяли внимание искреннему энтузиазму и увлеченности своей профессией, которые являлись отличительной чертой кинематографистов первого поколения. В томе рассказывалось также про деятельность кинематографистов в годы Великой Отечественной войны.

Во втором томе «Истории белорусского кино (1945-1967 гг.)» рассматривалось развитие белорусского кино в послевоенные годы. Творчество кинематографистов было проанализировано в трех очерках проблемного характера. В первом был дан анализ кинематографии Беларуси в первые послевоенные годы, рассказано о возрождении документальной кинолетописи, о первых художественных лентах, фильмах-спектаклях периода «малокартинья». Во втором разделе был рассмотрен белорусский кинематограф периода вливания в него новой волны молодых кинематографистов и съемок их первых фильмов. Особое внимание уделено фильмам о Великой Отечественной войне. В третьем разделе исследовались документальные ленты в многогранности их жанров.

В двухтомной «Истории белорусского кино» были даны фильмография художественных и документальных лент (1926-1967 гг.), справочник имен кинематографистов.

В 60-е г.г. ХХ в. киноведами А.Красинским и В.Смалем были написаны разделы для четырехтомного издания «История советского кино» (Москва: Искусство, 1969-1978), где был предоставлен и белорусский кинематограф.

В 1975 г. в Москве в издательстве «Искусство» была издана книга «Кино Советской Белоруссии», которая познакомила всесоюзного читателя как с историей, так и с положением киноискусства республики того времени. Составитель книги – кандидат филологических наук Е.Бондарева. В сборнике, построенном согласно общим задачам многостороннего раскрытия художественного опыта белорусской кинематографии, были объединены разные по жанрам публикации – теоретико-аналитические статьи киноведов, очерки – портреты кинематографистов, диалоги с творческими работниками кино, воспоминания ветеранов. Белорусское кино рассматривалось как часть духовной культуры своего народа, а также как часть многонационального советского кино. А.Красинский в очерке «Страницы истории» подытожил опыт белорусского кино. О.Нечай рассмотрела достижения белорусской документалистики на пути образного осмысления фактов истории. Впервые в этой книге О.Нечай в разделе «От факта к образу» затронула проблемы белорусского телевизионного кино в статье «Создано в телеобъединении».

В семидесятых годах ХХ в. было издано несколько монографий, в которых освещались отдельные вопросы истории и современной проблематики кинематографа. Среди них – книга А.Красинского «Юрий Тарич» (Минск, 1971) – о режиссере, основателе белорусского кино. Автор подробно рассмотрел биографию и творчество мастера белорусского кино, который воплотил на экране романтику, лиризм, поэтическую приподнятость и психологизм характеров.

В книге «Белорусские актеры в кино» (Минск, 1975) А.Красинский описал работу ведущих мастеров национального театра в кинематографе. В книге «Фильмы, герои, время» (Минск, 1975), посвященной проблемам развития современного белорусского кино, А.Красинский исследовал актуальные проблемы развития кинематографии первой половины 80-х годов ХХ ст. Он уделил особое внимание фильмам о современности, на которых негативно отразились принципы нормативной эстетики. В книге была дана фильмография художественных фильмов 1968-1975 гг. Среди лучших фильмов – картины В.Турова о детстве военного поколения.

Были изданы книги В.Смаля: «На экране – герой и народ» (Минск, 1974) – об историко-революционных кинопроизведениях; «Человек, война, подвиг» (Минск, 1979) – о теме Великой Отечественной войны в советском кино; «Сквозь призму десятилетий» (Минск, 1980) – о политике компартии Беларуси в области киноискусства в 20-30-е гг. ХХ ст. Они насыщены фактическим материалом, взятым из архивов и публикаций в прессе разного времени, и в этом их фактографическая ценность. Вместе с тем эти работы в наибольшей степени пропитаны идеологизацией. Кино в них рассматривается не как художественное явление, а только как средство идеологического воздействия на массы.
Исследования в области теории и практики телевидения как отрасли экранного искусства проводились в секторе кино и телевидения. Опора шла как на практический опыт Белорусского телевидения, так и на опыт Центрального (всесоюзного), телевидения других республик. Опираясь на теорию массовых коммуникаций, которая разрабатывалась советскими и зарубежными исследователями, несколько монографий опубликовала О.Нечай. Актуальные проблемы создания художественного образа в теледокументалистике были представлены в ее книге «Фильм у нас дома» (Минск, 1974) – о телевизионном документальном фильме. Книга посвящена исследованию процесса становления и развития телевизионного документального фильма как нового художественного явления, которое возникло на пограничье эфирного (прямого) телевидения и кинематографа, публицистики и искусства. Материалом для анализа стали документальные картины, созданные в объединении «Телефильм» Белорусского телевидения и в телеобъединениях  страны. В книге дана фильмография документальных лент Белорусского телевидения 1964-1973 гг.

Вопросам теории и практики художественного телефильма посвящена работа О.Нечай «Становление художественного телефильма» (Минск, 1976). В монографии рассматриваются теоретические вопросы телевизионного художественного кино по материалам творческих достижений телекино 1960-1970 гг. Автор показывает воздействие на телефильм контекста телевизионной программы и его связи со всеми видами искусства. Среди наиболее значимых фильмов называются белорусские телекартины «Руины стреляют...», «Жизнь и смерть дворянина Чертопханова», «Гамлет Щигровского уезда», «Долгие версты войны», «Приключения Буратино» и др. Дается фильмография художественных телевизионных картин творческого объединения киностудии «Беларусьфильм» (1966-1975 гг.) и объединения «Телефильм» Белорусского телевидения (1967-1975 гг.). Проблемы общей теории художественного телевидения разработаны в монографии О.Нечай «Телевидение как художественная система» (Минск, 1981). Впервые в теории телевидения на основе системного подхода автор рассмотрела художественное телевидение как целостную систему. В работе проанализированы внешние связи художественного телевидения с системой массовой коммуникации, а также со всей системой искусств. Выявлена внутренняя структура художественного телевидения – его репродуктивная и продуктивная зоны. Рассмотрены виды и жанры телеискусства. Сделан вывод, что телеискусство – один из закономерных и важных этапов в развитии художественной культуры человечества. Эта работа была положена в основу докторской диссертации по специальности «киноискусство и телевидение», за которую О.Нечай получила степень доктора искусствоведения в 1986 г. В 2005 г. ей было присвоено звание профессора.

Разработка теоретических проблем телевидения была продолжена О.Нечай в монографии «Ракурсы. О телевизионной коммуникации и эстетике», изданной в Москве в издательстве «Искусство» в 1990 г. В монографии рассмотрена телевизионная программа в коммуникативно-эстетическом аспекте, выявлены ее генетические связи с первобытной синкретичной культурой человечества. Автор анализирует ее социально-интегрирующую роль, зрелищность и синкретизм художественных форм, протяженность во времени и цикличность, которые позволяют синхронизировать телетексты (элементы программы) с ритмами природы и человеческой жизнедеятельности. Автор исследует хронотоп телепрограммы и ее эстетический образ. Такое теоретическое исследование, посвященное телевидению, в отечественной науке было проведено впервые.

Одновременно с разработкой теории телевидения и анализом практики работы Белорусского и Всесоюзного телевидения О.Нечай обращалась и к популяризации телевидения в научно-популярных изданиях. В серии «Юным о красивом» издательством «Народное просвещение» была издана научно-популярная книга «Большой мир малого экрана» (Минск, 1979), в которой показаны достижения телевидения как нового экранного искусства и специфического средства массовой коммуникации. О.Нечай составлен подробный систематизированный «Каталог литературы по телевидению и радио» (Минск, 1983), изданный Белорусским телевидением.

Отдельную отрасль деятельности киноведов отдела экранных искусств составляет популяризация знаний в области экранного искусства – кино и телевидения. В течение всего времени существования отдела его сотрудники выступали с лекциями, проводили обсуждения фильмов. При Союзе кинематографистов Беларуси более десяти лет просуществовал творческий семинар «Киноискусство: этапы, стили, мастера», в работе которого плодотворно участвовали О.Нечай, А.Красинский, Г.Ратников, О.Медведева, Н.Агафонова, А.Карпилова, Л.Зайцева, И.Авдеев, а также киноведы БГУ Е.Бондарева, Л.Саенкова и широкий круг общественности республики. Это была творческая лаборатория, где вырабатывался хороший вкус, умение любить и ценить высокое искусство кино. Формой популяризации знаний в области киноискусства стала серия научно-популярных книг О.Нечай: «Экран и мы» – анализ разных способов и методов работы со зрителем (Минск, 1971); «Блеск и нищета “массовой культуры”» – о наиболее популярных жанрах /массовой культуры/ (Минск, 1984); «О вкусах спорят: зарубежные фильмы на наших экранах» (Минск, 1986); «Экран разоблачает (прогрессивное заграничное кино)» (Минск, 1987).

Сотрудниками отдела было создано уникальное издание – фундаментальное пособие для студентов некинематографических ВУЗов «Основы киноискусства». Его авторы – О.Нечай и Г.Ратников – систематизировали и обобщили научно-теоретические знания в области киноискусства и иллюстрировали теоретические положения киноэстетики яркими примерами, взятыми из практики наиболее талантливых мастеров мирового кино. В книге рассмотрены становление кино в системе художественной культуры, синтетическая природа экранного искусства, специфика всех видов кино, процесс создания фильма. Книга О.Нечай и Г.Ратникова трижды переиздавалась, в том числе дополнялась и перерабатывалась: в 1978 г. и в 1985 г. – в Минске (издательство «Высшая школа»), в 1983 г. – в Риге (на латышском языке). Книга была отмечена премией Союза кинематографистов СССР. В 1989 г. в издательстве «Просвещение» в Москве было издано учебное пособие для студентов педагогических институтов – «Основы киноискусства» О.Нечай. Ориентированное на программу школьных кинофакультативов, оно включало, помимо вопросов киноэстетики, персоналии мастеров кино всех кинематографических профессий и специальный раздел «Кино и зритель», в котором анализировались уровни эстетической ориентации зрителя.

В 1985 г. поступила в продажу коллективная работа «Современное белорусское кино» (авторы А.Красинский, О.Нечай, Г.Ратников), в которой всесторонне рассматривался тематический и жанровый диапазон современного белорусского кино, давалась развернутая характеристика творчества сценаристов, режиссеров, операторов, художников. Значительное внимание было уделено связи кинематографа республики с национальной литературой, в частности экранизациям произведений В.Быкова, И.Мележа, И.Шамякина. Особое место в исследовании заняла проблематика документальных фильмов. Кроме того в коллективной монографии были рассмотрены творческий уровень фильмов  для детей, вопросы создания кинокартин для телевидения (О.Нечай). Дана фильмография художественных (1986-1983 гг.), мультипликационных фильмов (1972-1983 гг.) фильмов, художественных телефильмов киностудии «Беларусьфильм» (1966-1983 гг.), художественных телефильмов объединения «Телефильм» Белорусского телевидения (1967-1983 гг.), документальных телефильмов объединения «Телефильм» Белорусского телевидения (1964-1983 гг.).

В 1988 г. вышла коллективная работа «Экран и культура (Белорусское кино и телевидение в системе художественной культуры)», в которой белорусское кино и телевидение рассматривались в системе художественной культуры в следующих аспектах: становление белорусского кино и художественная культура (А.Красинский), современная белорусская литература и кино (Г.Ратников), культурное наследие и современный кинематограф (Л.Зайцева), классическая и народная музыка в фильме (А.Карпилова), телевидение как создатель и ретранслятор художественных ценностей (О.Нечай).

В теоретическом исследовании Г.Ратникова «Жанровая природа фильма» (Минск, 1990) анализируется система жанров кинематографа в связи с его спецификой и психологическим содержанием.

В 1996 и 2000 годах сотрудниками отдела И.Авдеевым и Л.Зайцевой опубликован фундаментальный труд – два тома справочника-каталога «Все белорусские фильмы (художественное кино)». Подобное издание в Беларуси появилось впервые. Оно дает возможность понять и оценить фильмы, которые выпускались в Беларуси на протяжении семидесяти лет истории существования отечественного кино. Тематика, жанровые особенности фильмов, обращение к литературным первоисточникам, к театру, описание творческих профессий сценаристов, режиссеров, операторов, актеров, художников, композиторов – это и многое другое из творческой жизни кинематографа можно узнать из данной книги. Особую ценность каталога представляют фрагменты опубликованных отзывов на каждый фильм, что помогает представить его появление и функционирование в социокультурном контексте и придает изданию справочный характер.

Фундаментальной обобщающей работой отдела стала четырехтомная «История киноискусства Беларуси» (на белорусском языке), изданная в 2001-2004 гг. (авторы А.Красинский, О.Нечай, Г.Ратников, Л.Зайцева, А.Карпилова, О.Медведева, Г.Шур, И.Авдеев, Н.Агафонова). В ней рассматриваются вопросы зарождения и развития белорусской экранной культуры – кинематографии и телевизионного кино от начала до сегодняшних дней. Коллектив киноведов и исследователей телевидения рассмотрел эту работу как новый взгляд на историю национального кинематографа и телеэкрана, как исследование белорусской экранной культуры с позиций сегодняшнего дня, когда художественное достояние экрана более очевидно, чем его просчеты.

Основная задача, которую поставил перед собой авторский коллектив киноведов, – исследовать пути развития белорусского киноискусства за почти 80 лет его существования. В работе определены основные тенденции развития игрового, документального, анимационного и телевизионного кино. Значительное внимание уделяется анализу драматургического, режиссерского, операторского мастерства, личному творческому вкладу в национальное киноискусство более крупных деятелей белорусской культуры.

Первый том – «Кинематограф 1924-1959 гг.» (автор А.В.Красинский) посвящается рассмотрению становления белорусского художественного и документального кино в 20-30-е годы, судьбе кинематографа республики в военные и послевоенные годы. Значительное внимание уделяется вопросам организации кинопроизводства в Беларуси в середине 20-х годов в контексте социально-культурной жизни республики того периода. 20-е г.г. белорусского кино – начальный этап его развития, время первых попыток по созданию хроникально-документальных и художественных фильмов. Детально рассматриваются планы деятельности Белгоскино и их реализация, вклад в становление национального кинематографа режиссеров Юрия Тарича и Владимира Гардина, писателей Михася Чарота и Анатолия Вольного, влияние на первые белорусские фильмы писателей – представителей литературной организации «Молодняк», которая возникла в начале 20-х годов и объединила творческую молодежь из рабочей и крестьянской среды. Влияние это – романтическое освещение революционных событий – ярко выявилось в первых фильмах «Лесная быль», «Сосны шумят», «Отель “Савой”», «Кастусь Калиновский», «В огне рожденная». Эти кинопроизведения подробно анализируются и со стороны драматургии, режиссуры, и со стороны актерского и изобразительного мастерства и, разумеется, в связи с творческими достижениями более старших кинематографий – русской и украинской.

Создать объемную картину жизни белорусского кинематографа того времени помогают воспоминания, письма людей, которые имели прямую или косвенную причастность к появлению первых кинолент (Ю.Тарич, В.Гардин, И.Вейнерович, Е.Дзиган, К.Орловский), определенное место отведено и дискуссионной проблеме пребывания киностудии художественных фильмов «Советская Беларусь» в Ленинграде, положительным и отрицательным моментам ее существования вдалеке от Беларуси. В частности, осмысливаются сложные взаимоотношения руководства треста «Белгоскино» в Минске и тех, кто осуществлял репертуарную политику на киностудии «Советская Беларусь» в Ленинграде. Идет разговор и о том, как такое положение отражалось на формировании творческих кадров белорусского кино. Не приносили большой пользы и творческие контакты кинематографистов, точнее говоря их отсутствие, с писательской организацией республики.

Поиски механизмов идеологического воздействия кинематографа на зрителя иной раз приводили к созданию кинолент, не принимаемых этим самым зрителем. Агитпропфильмы несли полезную информацию, но, несмотря на претензии большей части их создателей, не имели серьезного основания претендовать на художественное воплощение действительности.

Важную роль в углублении художественной сути кинематографа сыграли две картины 30-х годов – «Первый взвод» (режиссер В.Корш-Саблин) и «Дважды рожденный» (режиссер Э.Аршанский). «Первый взвод» выделялся детальной разработкой военного быта, «Дважды рожденный» – ярким самобытным народным характером. Первая картина положила начало так называемым «оборонным» фильмам, вторая – продемонстрировала возможности кино в психологическом исследовании человеческой судьбы.

Война препятствует окончательному укреплению киностудии в Минске после переезда из Ленинграда в 1939 г. Новый этап развития белорусского кино начался в 1944 г., когда были сделаны документальная кинолента «Освобождение Советской Белоруссии» и фильм-концерт «Живи, родная Беларусь!» Начало художественному исследованию темы Великой Отечественной войны положил фильм «Константин Заслонов», который вошел в число самых значительных кинолент советского кино о прошедшей войне. С фильмами о Великой Отечественной войне связаны наиболее значительные творческие достижения «Беларусьфильма» в 60-70-е годы. Но еще до «расцвета» военной темы белорусское кино, как и все советское, претерпело период так называемого «малокартинья», когда было снято только несколько фильмов на основе театральных спектаклей. Выход этих картин на экраны страны, несмотря на их некинематографическую природу, сыграл свою положительную роль в культурной жизни республики: кино выполняло важную культурно-просветительскую задачу – популяризировало среди населения лучшие спектакли театра имени Янки Купалы «Павлинка», «Поют жаворонки», «Кто смеется последним». По сути театральная драматургия и спектакли 40-50-х годов явились той основой, на которой вновь выстраивалось разрушенное войной «здание» кинематографии.

Во втором томе «Киноискусство Беларуси 1960-1985 гг.» (авторы Г.Ратников, А.Карпилова, А.Красинский) исследуется развитие белорусского кино в его жанровых особенностях и отличиях авторского стиля мастеров старшего поколения и молодых в то время кинематографистов.

Белорусский кинематограф на границе 50-60-х годов ХХ ст. занимает в истории белорусского киноискусства промежуточное место: это переходный период от монументального, мифологизированного «стиля эпохи» к индивидуально-художественному воплощению действительности. В то время в белорусском кино сложилась интересная и сложная ситуация равноценного сосуществования двух разных художественных течений, двух мировоззрений, – еще работали деятели старшего поколения, которые целиком стояли на идеологических и эстетических позициях традиционного кино (В.Корш-Саблин, С.Сплошнов, Н.Фигуровский), но на смену им пришло новое поколение «шестидесятников», которое несло с собой другое художественное мировосприятие.

В разделе «В.Корш-Саблин. Возвращение к эпопее» анализируется продолжение традиций создания историко-революционного фильма, заложенных в классических произведениях советского кино в 20-30-е гг. В фильмах «Красные листья», «Первые испытания», «Запомним этот день», «Крушение империи» выразительно вырисовывается художественная структура, сформированная еще в довоенном фильме «До завтра». Образ истории, массы, к сожалению, затмевает судьбу живого человека, выраженную преимущественно в его социальной сути.

Преемственность традиций ощущается и в фильмах И.Шульмана, представителя старшего поколения в режиссуре. Творчество и личность И.Шульмана занимают в истории белорусского кино особое место, – не столько по уровню художественных достижений, сколько по отведенной им роли в промежуточный период от одной эпохи ко второй. По возрасту и по художественным взглядам режиссера можно отнести к «старейшинам», но в кино он пришел довольно поздно – в середине 50-х годов. Его кинематограф принадлежит не к художественным явлениям, а, скорее, к социально-культурологическим.

По другим эстетическим позициям формировалось творчество молодых выпускников Всесоюзного государственного института кинематографии В.Турова, В.Виноградова, Б.Степанова и других членов Молодежного объединения на «Беларусьфильме». Особое место среди них занимал В.Туров благодаря фильму «Через кладбище». Данная картина помогла режиссеру занять место в первом ряду среди молодых талантливых кинематографистов по новизне мировосприятия и искренности интонации киноповести. Фильм «Я родом из детства», дилогия о Полесье – «Люди на болоте» и «Дыхание грозы» стали достижениями не только белорусского, но и всего советского кино того времени.
В 60-80-е годы складываются благоприятные социально-культурные условия для формирования художественных индивидуальностей, проявления личностного мировоззрения и его художественного воплощения. Появляются авторские фильмы с лирическим началом, с большой долей условности в воплощении действительности. Выявление активной авторской позиции, отдельного, индивидуального мироощущения ведет к формированию индивидуальных стилей и отсюда – к созданию своеобразных, сложных жанровых форм. Кинематограф В.Рубинчика – одно из проявлений индивидуального художественного стиля.

Каждый из фильмов В.Рубинчика представляет сложный жанровый синтез, основанный обычно на традиционных, «низких» жанрах. Общая тематическая линия его произведений – поиски внутренней гармонии как в себе, так и в окружающем мире. Вместе с тем автор выразительно показывает силы разрушения – войну, общественную несправедливость, «зло внутри нас».

Кинематограф В.Рубинчика определяется оригинальностью художественного решения, изысканностью формы, мастерством создания художественных пространства и времени, активным использованием в индивидуальном кинематографическом стиле средств, заимствованных из других видов искусства.

В разделе «Белорусская литература и кино» показано, как художественный потенциал белорусской литературы становится фундаментом для повышения эстетического уровня кинематографа, что выявляется в своеобразном жанре – неопритче (фильмы «Восхождение», «Иди и смотри» и др.).

Произведения В.Быкова, В.Короткевича, В.Адамчика помогли подняться на новую художественную высоту таким одаренным режиссерам, как М.Пташук, В.Рыбарев, В.Рубинчик, авторам значительных кинопроизведений «Знак беды», «Чужая батьковщина», «Свидетель», «Дикая охота короля Стаха». Оригинальность художественного мышления писателей дала возможность проявиться своеобразным стилям в режиссуре, подчас очень отличающимся по образной сути от литературных первоисточников.

В разделе «Документальное кино» исследуется тематика, направления развития, достижения и недостатки белорусской кинопублицистики 60-80-х гг., рассказывается о создании циклов В.Дашука о Великой Отечественной войне «Я из огненной деревни» и «У войны не женское лицо», которые не имеют аналогов в советской и мировой кинематографии.

В разделе «Детское кино» (авторы А.Чернушевич, Б.Светлов) предлагается обзор игровых и анимационных фильмов для детей, рассказывается про творчество таких выдающихся мастеров, как Л.Голуб, Л.Нечаев.

Третий том – «Телевизионное кино 1956-2002 гг.» (авторы О.Нечай, О.Медведева, Н.Агафонова) – посвящен исследованию телевизионного кино Беларуси от начала его развития до наших дней.

Объектом исследования являются художественные телефильмы, созданные в творческом объединении «Телефильм» Белорусского телевидения Госкомитета СМ БССР по телевидению и радиовещанию, в Белорусском видеоцентре Министерства культуры РБ, а также в объединении телевизионных фильмов киностудии «Беларусьфильм». Художественное телекино Беларуси рассмотрено как часть общей художественной культуры Беларуси, в его контактах с литературой и кинематографам. Центральная тема всего исследования – телевизионное кино как выражение духовного исторического опыта белорусского народа.

Во вступлении анализируются основные периоды развития телевизионного кино республики. Первый период (1965-1976) – время становления профессий мастеров телекино, развития «малых» жанров (теленовеллы, очерка, миниатюры и др.). Основные жанры – психологическая драма, краткая теленовелла («Зимний дуб», «Снежный конь», «Рядом с вами» и др.). Главное достижение этого периода – психологические портреты современников. Второе направление – первые сериалы о Великой Отечественной войне («Белая земля», «Парашюты на деревьях», «Долгие версты войны», «Руины стреляют...»), в которых сочетаются документальные и художественные средства в осмысления реальных событий. Плодотворно развивается телекино для детей – сказки-мюзиклы Л.Нечаева. Второй период развития телекино (1977-1985 гг.) связан с экранным эпическим воплощением прозы. Телесериалы «Люди на болоте», «Свидетель» – высоты авторского телекино этого периода. Третий период (1986-1997) – время особого внимания телекино к темам экологии, природы и контактов человека с ней. Это также период особого интереса телеэкрана к древнейшей истории (документально-художественные телециклы В.Шевелевича «К вам, современники мои», «Западня для зубра»). Телеэкран обращается к экранизациям классической литературы, исследуя проблемы добра и зла.

В главе «Экранная культура и ментальность белорусов» идет разговор о воплощении на телеэкране образов белоруса и белорусского народа, человека «земли», с его историческим опытом. В главе раскрыта тема «природы и человека на белорусском экране». Отдельные разделы главы посвящены экранной купалиане, произведениям Якуба Коласа о Беларуси, людям земли и воды в экранном воплощении произведений Ивана Мележа.

Раздел «Экран и духовный опыт войны» представляет собой изучение кардиограммы военной темы на телеэкране. Эта тема раскрывается в разделах «“Высокая литература” Василия Быкова в кино и на телеэкране», «Огненный Апокалипсис Алеся Адамовича», «Поэтика фильмов Валерия Рыбарева».

Глава «История в образах» посвящена анализу трактовки исторической темы на телеэкране Беларуси. В главе эта тема освещена в разделах «Историческая память Владимира Короткевича», «Проводники во времени и пространстве» (историко-художественный телецикл Виктора Шевелевича), история и архетипы культуры на телеэкране, вечные вопросы классики.

Объектом исследования в разделе «Направления творчества теледокументалистов» являются документальные телефильмы, созданные в творческом объединении «Телефильм» Госкомитета по телевидению и радиовещанию РБ. Документальное телевизионное кино республики рассматривается во взаимосвязи и взаимодействии кинематографа и телевидения, подчеркиваются особенности телефильма как синтеза двух экранных систем.

Отдельно анализируется документальное телекино республики 60-70-х годов, когда шло формирование его специфических выразительных средств.

В 80-е годы, как отмечается в исследовании, происходило становление и развитие проблемного телевизионного кино республики. От типизации на уровне конкретной личности, конкретного явления – до глубоких образных обобщений – тенденции, которая выражена в лучших фильмах белорусской телевизионной документалистики этого периода. В 90-е годы изменяются формы соотношений между документальным и игровым кинематографом. Эти процессы нашли подробное отображение в исследовании.

В разделе «Между рампой и экраном: телетеатр Беларуси» использована литература по отечественной истории, киноискусству, в том числе советскому, театральному искусству, что составляет научно-теоретическую базу исследования. Материалом для анализа стали фильмы, литературные и режиссерские сценарии, архивные и иные материалы, опубликованные воспоминания выдающихся деятелей кино, а также разговоры с кинематографистами.

В четвертом томе – «Киноискусство Беларуси 1986-2003 гг.» (авторы Л.Зайцева, А.Карпилова, И.Авдеев, Г.Шур) рассматриваются тенденции развития современного белорусского киноискусства. Если произведения белорусского кино начала 80-х годов («Чужая батьковщина» и «Отцы и дети») были фактами эпохи «эзопового языка», господства «фигуры умолчания», то начало кинематографа «времен перестройки и гласности» было обозначено фильмами «Иди и смотри» и «Свидетель», которые продемонстрировали стремление и возможность сказать новую, жестокую правду в традиционном для белорусского кино осмыслении Великой Отечественной войны. В это время в советскую, в том числе белорусскую культуру возвращаются вычеркнутые в годы культа личности имена репрессированных или эмигрировавших художников. Выходят на экраны «полочные» фильмы. В белорусском кино этот процесс отобразился в первую очередь на общей атмосфере, а тоже на появлении новых имен экранизируемых писателей (К.Черный, М.Горецкий, В.Набоков и т.д.). Наиболее показательными явлениями второй половине 80-х годов становятся «черная волна», которая связана с эффектом «новой информационности» и проявилась прежде всего в фильмах молодежной проблематики («Меня зовут Арлекино», «Под небом голубым», «Гомункулус» и др.), и тема «близкого прошлого», которая окончательно лишается ностальгического флера и приобретает черты жестокой аналитичности и публицистичности, но демонстрирует и кажущуюся мелодраматичность мироощущения («Наш бронепоезд», «Прости нас, мачеха Россия»). Появляются новые черты в трактовке классики («Франка», «Вечный муж», «Безумной страстью...»). В диалоге с белорусской литературой лучшими достижениями традиционно остаются экранизации произведений В.Быкова – «Знак беды» и «Круглянский мост».

Существование игрового кино в 90-е гг. ХХ в., как и кино вообще, в Республике Беларусь обусловливается тяжелым экономическим положением, распадом общего культурного пространства в границах бывшего СССР. Кино утрачивает зрителя. В этих условиях появляются естественные попытки начать создавать жанровое кино, используя наиболее «проверенные» популярные жанры. Однако отмеченное ранее отсутствие в белорусском кино художников, которые могут профессионально работать в этом направлении, ощущается: пока достижений нет. Обнадеживает только традиционно высокий уровень изобразительного решения (в белорусском кино развита хорошая операторская школа), а также начало возрождения кино для детей и подростков, которое всегда было одним из наиболее интересных явлений в белорусском кино. Тематика и проблематика кино изменяется. Исчезает тема Великой Отечественной войны, которая традиционно была источником достижений белорусского кино. Наиболее значительными становятся темы «ближайшего прошлого» (но сейчас в аспекте национальной или национально-культурной проблематики – «На Черных лядах», «Птицы без гнезд» и др.), историческая («Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» и др.) и чернобыльская («Душа моя, Мария», «Черный аист», «Метанойя»). Однако белорусское кино не имеет не только зрителя, но и необходимого общественного резонанса. В этих условиях особое значение приобретают воссоздание общего культурного пространства СНГ, а также кинофестивали либо другие общественные культурные акции, которые должны стать источниками притяжения к игровому кино внимания зрителя и общественного мнения. Идет разговор про особенности существования кино в условиях рынка.

Анализируя неигровое кино второй половины 80-90-х гг. ХХ в., авторы рассматривают процесс перехода от советского документального кинематографа к нормативным идеологизированным схемам кинематографа «новой волны». Значительное внимание уделяется тематическим, художественным традициям и поискам новых форм. На страницах, посвященных 90-м гг., проанализирован процесс перехода от кинематографа социальной активности к новым экранным моделям. Основным направлением стало создание визуальной антологии национальной культуры. Анализируются взаимопроникновение документального, научно-популярного и телевизионного кино, а также особенности работы кинодокументалистов в технике видео.

В четвертом томе рассматривается также процесс становления и развития белорусского анимационного кино, основные жанрово-тематические направления и индивидуальные стили таких мастеров анимации, как И.Волчек, И.Кодюкова, В. и Е. Петкевичи и других.
В периодической печати систематически появляются статьи наших ученых, среди журналов это «Мастацтва», «На экранах», «Роднае слова», а также газеты «Літаратура і мастацтва», «Культура», «Голас Радзімы», «Вечерний Минск» и др. Активное сотрудничество продолжается с Белорусской Энциклопедией (напечатано более чем 500 статей), с Российской Энциклопедией.

При поддержке Белорусского республиканского Фонда фундаментальных исследований была создана коллективная работа «Архетипы культуры в белорусском экранном искусстве» (№ Г-163, 2002-2004 гг., авторы О.Ф.Нечай, А.А.Карпилова, О.А.Медведева).

Каждый год сотрудники отдела принимают участие в научно-практических конференциях, посвященных итогам работы и перспективам развития кино и телевидения республики. Среди наиболее значительных: международные научные  конференции «Антропология и экология человека в постчернобыльский период» (Минск, 2000-2006 гг.), «Музеи и культурное наследие» (Москва, Белые Столбы, 2002-2006 гг.), «Искусство в современном обществе» (Молдова, Кишинев, 2003 г.), «США в глобализированном мире» (Минск, БГАИ, 2003 г.), «Христианские ценности в современном мире» (Минск, ЕГУ, 2003 г.), «Богдановичские чтения» (Минск, Литературный музей М. Богдановича, 2003 г.), «Диалог экранных культур» (Калуга, Союз кинематографистов России, 2003 г.), «Журналистика-2003» (Минск, БГУ, 2003 г.), «Актуальные проблемы мировой художественной культуры» (Гродно, ГГУ имени Янки Купалы, 2004-2006 гг.) «Новейшая история (1991-2006 гг.): Государство, общество, личность» (Минск, 2006 г.), «Актуальные проблемы искусства и современной художественной школы Беларуси в условиях глобализации культуры» (Минск, 2006 г.); республиканские ежегодные научно-практические конференции, посвященные творческим итогам работы киностудии «Беларусьфильм» (1971-1988), ТО «Телефильм» (1985-2000), ТО «Летопись» (1990-2005 гг.),  РУП «Белвидеоцентр» (1990-2005 гг.), Национального кинофестиваля белорусских фильмов (1996-2005 гг.), а также: «Состояние и перспективы развития национальной художественной критики» (Минск, БГАИ, 2000 г.), «Горецкие чтения» (2003 г.), «Нефёдовские чтения» (Минск, БГАИ, 2003-2006), «Янка Купала и кино» (Минск, 2003 г.), «Актуальные проблемы морального здоровья нации» (Минск, БГИПК, 2004 г.), «Патриотизм – категория вечная» (Минск, БГАИ, 2004 г.), «Проблемы театрального, музыкального и кинотелеискусства в контексте славянских культур в современном мире» (ИИЭФ, 2005 г.), «Актуальные проблемы современной культуры» (ИИЭФ, 2006 г.) и др.

В планах отдела экранных искусств – включение проблем киноведческого характера в более широкую область этнологических проблем: исследование образа белоруса и Беларуси в экранной культуре страны в период ее государственности, ее связей с Востоком и Западом. В начале третьего тысячелетия экранная культура, и особенно телевизионная, приобретает новые пространственно-временные измерения, и исследование этой экранной культуры Беларуси – интересная и необходимая задача.
Белорусские киноведы разрабатывали проблемы развития белорусского кино в контексте связей с системой искусств и литературы. Этому посвящены публикации в сборниках «Культура в Республике Беларусь: история, современное состояние и перспективы развития» (Минск, 1993), статьи А.Красинского «Современная ситуация в белорусском кино»; О.Нечай – «Современное телевидение и архетипы культуры»; Г.Ратникова – «Белорусская литература и путь к национальному киноискусству».

Сборник «Славянские культуры после Второй мировой войны» (материалы международной научной конференции Академии наук Беларуси, Института искусствознания, этнографии и фольклора имени К.Крапивы, Белорусского национального комитета по изучению и распространения знаний о славянской культуре – Минск, 1996) был посвящен разработке теории и истории славянских культур после Второй мировой войны. Были опубликованы статьи О.Нечай «Экранная культура и ментальность белорусов», Г.Ратникова – «Образ человека и природы как эстетичная система в экранизациях белорусской литературы».

В сборнике «Панорама белорусского кино» (Итоги І Национального кинофестиваля белорусских фильмов, сборник Министерства культуры Республики Беларусь, Белорусского союза литературно-художественных критиков. – Минск, 1998) была дана киноведческая оценка современному этапу развития кино Беларуси в статьях А.Красинского – «Белорусское кино в зеркале І Национального фестиваля в Бресте»; Г.Ратникова – «Документальный фильм в контексте времени»; О.Нечай – «Образ белоруса в современном кино»; А.Карпиловой – «Эволюция музыкально-звуковой образности в белорусском кино»; И.Авдеева – «Музей истории белорусского кино: фрагменты и концепции».

В сборнике «Белорусское игровое кино на пороге ХХІ столетия: реальность и перспектива» (Материалы научно-практической конференции Белорусского союза кинематографистов, Министерства культуры Республики Беларусь, Национальной Академии наук Республики Беларусь, Национальной киностудии «Беларусьфильм» – Минск, 1999) было проанализировано состояние белорусской кинематографии 90-х годов. Этому были посвящены статьи О.Нечай – «Кино как духовная программа: экранные модели 90-х годов», А.Красинского – «“Беларусьфильм”. Путь в никуда?», Н.Фрольцовой – «Белорусское кино как жертва черного пиара», О.Медведевой – «Попытка диалога», Г.Ратникова – «Стиль и время», А.Карпиловой – «О роли музыки в звуковой партитуре современного фильма».

Проблемам экранизаций классики посвящены доклады киноведов, опубликованные в юбилейных сборниках по итогам творческих конференций: в 1999 г., который по решению ЮНЕСКО отмечался во всем мире как год А.С. Пушкина в связи с 200-летием со дня его рождения, был выпущен сборник «Пушкин – Белорусская культура – Современность» (по материалам Международной научной конференции, организованной Институтом литературы имени Я.Купалы, Национальным научно-просветительским центром имени Ф.Скорины при Министерстве образования РБ и Государственным комитетом по делам религии и национальностей РБ). В сборнике были помещены доклады О.Нечай «Пушкинские образы в белорусском кино» и Г.Ратникова «А.С.Пушкин и кино». В 2002 г. в рамках VI Международных Купаловских чтений, посвященных 120-летию со дня рождения песняра, была проведена научная конференция «Янка Купала и европейский литературный процесс», на которой впервые исследовалась роль Я.Купалы не только в белорусском, но и в европейском литературном процессе. Конференция была организована Министерством культуры Республики Беларусь, «Международным фондом Янки Купалы» и Государственным литературным музеем Янки Купалы. В сборнике по итогам конференции (Минск, Беларускі Кнігазбор, 2003) был опубликован доклад О.Нечай «Экранная купалиана», где анализировались фильмы – поэтические биографии песняра в документалистике и экранизации его поэм.

Научная конференция по поводу 120-летия со дня рождения Я.Коласа – «Каласавіны» (2002), организованная Государственным литературно-мемориальным музеем Якуба Коласа, была посвящена проблеме «Творческое наследие Якуба Коласа в контексте современного литературного процесса». В сборнике «Каласавіны» был напечатан доклад О.Нечай «Экранные портреты Якуба Коласа (Социокультурный аспект)», в котором анализируются произведения белорусского документального кино, посвященные Якубу Коласу.

Большая роль экранизаций белорусской литературы в развитии национального кино была отражена в юбилейном сборнике, посвященном 120-летию народных поэтов Беларуси Я.Купалы и Я.Коласа «Янка Купала и Якуб Колас в контексте славянских литератур» (Материалы Международной научно-теоретической конференции Национальной Академии наук Беларуси, Государственного научного учреждения «Институт литературы имени Я.Купалы» – Минск, 2002). В нем была опубликована статья О.Нечай «Экранная колосовиана (архетипы природы в белорусской и украинской культуре)». В сборнике «Каласавіны» (Государственный литературно-мемориальный музей Якуба Коласа. – Минск, 2005) О.Нечай в статье «Актуальность прочтения поэмы Якуба Коласа “Сымон-музыка” на белорусском экране» проанализировала разные трактовки этого произведения в белорусском телевизионном кино. Варианты воплощения образов поэзии Максима Богдановича и личности поэта в кино Беларуси сравнила О.Нечай в статье «Экранные звезды Максима (Кинопортреты Максима Богдановича)», помещенной в сборнике докладов Международной научно-практичной конференции «Я не самотны, я кнігу маю...», посвященной 90-летию единственного прижизненного сборника стихотворений М.Богдановича «Венок» (Литературный музей М.Богдановича – Минск, 2004). ХІ «Горецкие чтения» (материалы докладов и сообщений на конференции Государственного музея истории белорусской литературы – Минск, 2004) были посвящены 110-летию со дня рождения классика белорусской литературы Максима Горецкого. В статье О.Нечай «Экранные максимовы прысады (Максим Горецкий и кино)» было рассказано про воплощение образов Горецкого в фильмах И.Коловского «Максим Горецкий», Л.Гедравичуса – «Трансплантация души» и «Максим Горецкий» В.Куприянова и Ю.Цветкова.

Связи белорусского кино со всеми видами искусства стали предметом обсуждения на Международной научно-творческой конференции Белорусской государственной академии искусств, Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы НАН Беларуси, Белорусского Союза литературно-художественных критиков, по материалам которой был выпущен сборник «1-я Нефёдовские чтения  “Белорусское искусство: история и современность”» (Минск, 2004). В нем были опубликованы статьи О.Нечай «Белорусская литература как источник экранного воплощения», А.Карпиловой – «Тенденции развития музыки белорусского кино», Н.Агафоновой – «Экран и театр: пути взаимодействий», аспиранток В.Архипцевой – «Телепрограммы для детей: постановочная программа как форма экранного зрелища», М.Белоокой – «Образ природы в экранной культуре Беларуси», В.Дашук – «Постмодернизм и современная документалистика», Н.Стежко – «Телекино: жанровая палитра и авторские стили», И.Смирновой – «Белорусский музыкальный видеофильм: музыкально-этнологические фильмы-портреты».

В аннотированном тематическом каталоге «Белорусская культура и кино» (Минск, 2002, автор концепции, научный редактор и автор вступительной статьи О.Нечай) впервые системно представлен огромный массив белорусских документальных фильмов об историко-культурном наследии Беларуси, ее связях со странами мира, об исторических деятелях и современниках, историко-культурных памятниках, о природе, народном творчестве и профессиональном искусстве Беларуси. В каталоге в трех разделах выделены документальные картины творческого объединения «Летопись», Национальной киностудии «Беларусьфильм», творческого объединения «Телефильм» Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь и РУП «Белорусский Видеоцентр» Министерства культуры Республики Беларусь. В каждом из трех разделов каталога материалы структурированы по 4 главам (Глава 1 – «Беларусь на экране»; Глава 2 – «Белорусское народное творчество»; Глава 3 – «Виды искусства и экран»; Глава 4 – «Культура в социуме»). Систематизированные в каталоге документальные фильмы дают представление о богатом культурном наследии белорусского народа, представляют массив белорусской документалистики как летопись истории народа, экранный имидж Беларуси.

К 75-летию белорусского кино был выпущен сборник «Экран и культура (Белорусское документальное кино и культура)» (Минск, 1999, ответственный редактор О.Нечай) по материалам научно-практической конференции Белорусского Союза кинематографистов, Министерства культуры Республики Беларусь и Национальной Академии наук Беларуси). Тема публикации – связи белорусской документалистики с изобразительным искусством, музыкой, театром, художественным кино, литературой. В сборнике были опубликованы статьи О.Нечай «Экранная культура – трансляция и адаптация культурных ценностей»; Н.Агафоновой – «Экран и изобразительное искусство: тенденции взаимодействия в белорусском документальном кино»; Г.Ратникова – «Художник как герой документального фильма»; А.Карпиловой – «Звуковой мир экрана»; О.Медведевой – «Документальный экран в пространстве любви и своеволия в белорусском кинематографе»; Г.Шур – «Искусствоведческие фильмы: пути образного воплощения».

Сборник статей научно-практичной конференции «Концепция развития белорусского кино» (Минск, 2003, ответственный редактор О.Нечай) представляет собой творческое размышление белорусских киноведов и кинематографистов на конференции, проведенной Белорусским Союзом кинематографистов с участием фильмопроизводящих организаций, научных учреждений и ВУЗов Беларуси с целью разработки проекта «Закона Республики Беларусь о кинематографии». В сборник были помещены статьи О.Нечай «Концепция развития белорусского кино в ХХІ веке: научная необходимость для выхода из периода кризиса белорусской экранной культуры», А.Красинского – «Время тяжелых вопросов (Кто мы, белорусы, на поле истории?)», А.Калюновой («Белорусское кинооператорское искусство: путь к творчеству»), З.Можейко («Про когнитивный подход к визуальной антропологии»), Н.Стежко («Белорусский “Телефильм” в условиях перспективно-проектного “лесоповала”»), И.Смирновой («Видеофильм: культурные ориентации и взаимосвязи с художественной культурой Беларуси и зарубежьем»), Г.Шур («“Летопись”: между прошлым и будущим (От эпитафии к сайту)», О.Медведевой («Про чувство собственного достоинства, или белорусский экран в современной системе культуры»).

Еще одно направление творчества белорусских киноведов – культурная антропология (связи кино с проблемами антропологии, естествознанием, народной этнической культурой). Являясь действительным членом Белорусской академии экологической антропологии, О.Нечай занимается проблематикой культурной антропологии в кино, публикует материалы в области визуальной антропологии, воплощения фольклора на экране, художественной трактовки образов природы в белорусском кино, биокультурной адаптации в постчернобыльский период. Она систематически публикуется по данной проблематике в ежегоднике «Экологическая антропология» (Белорусский Комитет «Дети Чернобыля», Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека Министерства охраны здоровья Республики Беларусь, Международная академия интегративной антропологии).

К 80-летию белорусского кино и 60-летию Великой Победы был издан сборник статей о кино «Белорусское кино в лицах» (Минск, Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский государственный институт проблем культуры, Белорусский союз кинематографистов, 2004). Автор концепции, научный редактор и автор вступительной статьи О.Нечай. Руководители проекта – доктор искусствоведения О.Нечай, кандидат философских наук, профессор, заслуженный деятель искусств В.Скороходов, председатель Белорусского союза кинематографистов И.Волчек. В этом юбилейном издании, коллективной работе киноведов и кинематографистов Беларуси, освещен путь белорусского кино за 60 послевоенных лет, отмечены его основные достижения, отражена роль мастеров экрана в создании лучших лент отечественной кинематографии. Среди авторов разделов – киноведы Е.Бондарева, А.Красинский, О.Нечай, Н.Агафонова, А.Карпилова, О.Медведева, Г.Ратников, К.Ремишевский, Л.Саенкова, И.Смирнова, Н.Стежко, М.Белоокая, Е.Шаройко, Е.Голикова-Пошка.

В богато иллюстрированном издании рассказано о творцах, благодаря которым белорусская кинематография приобрела свои художественные отличия, которые внесли значительный вклад в духовную культуру народа. Структура книги определена необходимостью представить кинопроизводящие организации Беларуси – Национальную киностудию «Беларусьфильм» (где выпускаются художественные, документальные, телевизионные и анимационные фильмы), студию «Телефильм» Белорусского телевидения и Белорусский Видеоцентр Министерства культуры Республики Беларусь. В каждом из трех разделов авторы рассказывают про кинематографистов творческих профессий, которые создавали белорусские фильмы. Среди драматургов выделены М.Чарот, А.Вольный, Я.Дыла, А.Кулешов, А.Кучар, М.Лужанин, И.Шамякин, В.Быков, И.Мележ, К.Губаревич, А.Адамович, В.Короткевич, И.Новиков, И.Чигринов, В.Адамчик, В.Казько, А.Дударев, Г.Марчук, Ф.Конев, подчеркнута значимость экранизаций произведений белорусской литературы для развития национального кинематографа.

Среди ряда режиссеров, творчество которых оказалось определяющим для качественного развития киноискусства Беларуси, названы Ю.Тарич, В.Корш-Саблин, А.Файнциммер, С.Сплошнов, И.Шульман, Л.Голуб, Н.Фигуровский, Р.Викторов, В.Виноградов, В.Четвериков, А.Карпов. Отдельно выделено поколение так называемых «шестидесятников», которые обновили художественную палитру кинорежиссуры в своих лирико-поэтических, во многом автобиографических фильмах о подростках военного времени, – Б.Степанов, В.Туров, И.Добролюбов, Н.Калинин, М.Пташук, В.Никифоров, В.Рыбарев, В.Рубинчик. Отмечена значимость киносказок В.Бычкова и киномюзиклов Л.Нечаева для развития детского кинематографа. Специальный раздел посвящен молодым кинематографистам, выпускникам режиссерской мастерской М.Пташука в Белорусской государственной академии искусств – Л.Дубровской, А.Голубеву, Д.Лосю, А.Кононовичу, Е.Сетько, М.Субботину, Д.Скворцову.

Высокий профессионализм белорусских операторов и художников показан в разделах, посвященных мастерам экранной пластики. Охарактеризовано творчество операторов Д.Шлюглейта, Н.Козловского, Б.Рябова, В.Окулича, Г.Вдовенкова, О.Авдеева, А.Гинцбурга, А.Булинского, А.Заболоцкого, А.Княжинского, Ю.Марухина, Д.Зайцева, Б.Олифера, Ф.Кучара, Э.Садриева, Т.Логиновой, А.Сухановой, В.Спорышкова, Ю.Елхова, художников В.Дементьева и Е.Игнатьева, Е.Ганкина, Ю.Булычёва, О.Белоусова, Ю.Альбицкого, А.Чертовича, В.Назарова, художников по костюмам Э.Семёновой, Н.Жижель, А.Ковецкой, Л.Гороховой, Н.Гурло. Белорусская актерская киношкола представлена знаменитыми театральными актерами. В их числе – Р.Янковский, А.Климова, Г.Макарова, М.Еременко-старший, В.Кулешов, В.Тарасов, Г.Гарбук, Г.Овсянников, С.Станюта, Т.Мархель, В.Гостюхин, А.Ткачёнок, Г.Давыдько. Среди композиторов, которые содействовали созданию выразительного аудиовизуального образа белорусских фильмов, – И.Дунаевский, В.Аловников, И.Лученок, Д.Смольский, С.Кортес, В.Иванов, О.Елисеенков. Белорусские кинодокументалисты из объединения «Летопись» студии «Беларусьфильм» записали образ эпохи в своих фильмах – экранных свидетельствах о происходивших исторических событиях. В книге проанализированы произведения в различных жанрах (кинолетопись, кинопортрет, фильм-репортаж), снятые такими мастерами кино, как И.Вейнерович, М.Беров, В.П.Цеслюк и В.В.Цеслюк, С.Гайдук, М.Ждановский, С.Лукьянчиков, А.Е.Карпов и А.А.Карпов, И.Коловский, Б.Сарахатунов, В.Сукманов, Н.Савва, Р.Ясинский, Ю.Лысятов, С.Петровский, Ю.Горулёв, С.Смирнов, А.Алай, В.Дашук, В.Аслюк, Г.Адамович. Белорусская анимация по праву гордится и фильмами, адресованными детской аудитории (сказками, юморесками, балладами, легендами) и авторским кино – философичным, лирико-эпическим. В книге рассмотрено творчество таких своеобразных мастеров анимации, как И.Волчек, О.Белоусов, И.Кодюкова, К.Кресницкий, А.Ленкин, В.Петкевич и Е.Петкевич, Т.Житковская, Е.Турова.

В 3-м разделе «“Телефильм” Белорусского телевидения» дана высокая оценка творчества мастеров белорусского телевизионного кино. Среди них телережиссеры-документалисты, которые творчески воплотили галерею портретов участников войны, – В.Карпилов, В.Станкевич, В.Басов, В.Жигалко, рассказали про историческое прошлое – как В.Шевелевич, создали образные портреты мастеров искусства – как В.Орлов, Н.Горкунова, С.Агеенко, О.Шкляревский.

В разделе «Белорусский Видеоцентр» проанализированы видеофильмы о фольклорных ансамблях, мастерах всех видов искусства Беларуси, о природе страны, рассказано об отличительных картинах С.Агеенко, М.Ждановского, Р.Грицковой, В.Куприянова, М.Якжена, И.Бышнёва.

В завершающем, 4-м разделе коллективной монографии дается краткий очерк о развитии белорусского киноведения и кинокритики. Приведена библиография по белорусскому кино.

Годовой смотр и статистический портрет культуры Беларуси был представлен в сборнике «Белорусская культура сегодня»(Министерство культуры Республики Беларусь, Белорусский государственный институт проблем культуры – Минск, 2004). В нем была опубликована статья О.Нечай «Юбилей белорусского кино», который представлял собой очерк развития национального кинематографа за 80 лет. В очерке рассмотрены и охарактеризованы главные по своей значительности художественные достижения белорусского кино, рассказано о фильмах всех видов и разных жанров, о творчестве ведущих мастеров кино, месте белорусской кинематографии в мировом кинопроцессе.

Разные аспекты истории и теории кино, теории художественного телевидения исследованы в диссертациях аспирантов, посвященных жанровым и стилистическим особенностям кинопроизведения, музыкальной дpаматypгии фильма, роли телекоммуникатора в создания художественных программ, воплощению фольклора на экране. По проблемам экранного искусства защитили кандидатские диссертации Г.Ратников (про документальное кино Беларуси), Н.Фрольцова (издана ее книгa «Телевидение: хроника, документ, образ» (1977), О.Медведева (ее диссертация посвящена изучению детского и молодежного телевидения Беларуси), Н.Лысова исследовала проблемы экранизации белорусской литературы на экране, Н.Агафонова проанализировала развитие белорусского телетеатра,  Л.Зайцева – проблемы жанра в белорусском кинематографе 60-80-х гг., А.Карпилова – жанрово-стилевые проблемы киномузыки, И.Смирнова – теорию и практику видеофильма, Н.Стежко – жанры и стили телевизионного документального фильма, К.Ремишевский – развитие белорусской документалистики, Е.Голикова-Пошка – белорусское анимационное кино в контексте мирового кинопроцесса. О.Ф.Нечай была также ученым консультантом доктора искусствоведения Прокопцовой В.П. (диссертация «Художественное образование в Беларуси: социокультурный аспект», 2000). Аспирантуру ИИЭФ закончили А.Чернушевич (1976), Т.Тюрина (1979), Г.Шур (1985), И.Авдеев (1987), Н. Кривошеева (1992), О.Дашук (1998), А.Калюнова (2001).

Киноведы Беларуси много лет преподают историю и теорию кино в ВУЗах Беларуси. Так, А.Красинский много лет преподавал историю кино в БГАИ. О.Нечай преподавала киноискусство в Белорусском государственном университете культуры и искусств, являлась там председателем Государственной комиссии. С 2005 г. она является руководителем курса кинотелеведов на кафедре истории и теории искусств театрального факультета Белорусской государственной академии искусств. Там работают преподавателями Л.Зайцева, А.Карпилова, Г.Шур, О.Медведева, Е.Голикова-Пошка, в Белорусской государственной академии музыки – А.Карпилова, в Белорусском государственном университете культуры и искусств – Г.Ратников, Н.Агафонова, И.Смирнова.

Сотрудники отдела неоднократно выступали оппонентами на защите докторских (А.Плямэдялэ – Кишинёв, 2000, оппонент – О.Нечай; Н.Фрольцовой – Минск, 2003, оппонент – А.Красинский) и кандидатских диссертаций (Н.Пискун, А.Халеда, Е.Сущени, В.Беглик). А.Красинский – председатель совета по защите докторских и кандидатских диссертаций ИИЭФ НАН Беларуси (с 1991), О.Нечай – председатель экспертного совета ВАК РБ по искусствоведению и культурологии, член советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в ИИЭФ и БГУКИ.

Награды получили:
А.В.Красинский за монографию «Кинодокумент и образ времени» (1980) награжден дипломом премией Союза кинематографистов СССР. А.В.Красинский является лауреатом специальной премии Президента Республики Беларусь «За высокие творческие достижения в области культуры и искусства» (1999), членом Совета специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, экспертного совета Департамента по кинематографии Министерства культуры РБ, членом экспертной комиссии Государственного регистра киновидеофильмов и киновидеопрограмм; награжден Почетными  Грамотами Верховного Совета БССР (1967, 1982), нагрудным знаком Министерство культуры РБ «За вклад в развитие культуры Беларуси».

О.Ф.Нечай за книгу «Основы киноискусства» награждена премией и дипломом Союза кинематографистов СССР (1998), за книгу «Блеск и нищета массовой культуры» – премией Госкомиздата БССР (1984). О.Нечай награждена также Медалью Президиума Верховного Совета СССР «За трудовое отличие» (1986), является лауреатом премии Белорусского союза литературно-художественных критиков.

Л.М.Зайцева и И.А.Авдеев являются лауреатами премии Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов России «За лучшую работу года в категории “справочно-информационная литература о кино”» (1999).

А.А.Карпилова получила грамоту Министерства образования (2006) за успешную педагогическую работу, является лауреатом премии Белорусского союза литературно-художественных критиков.

Сотрудники отдела ведут активную общественную деятельность, являются членами Союза кинематографистов Беларуси, неоднократно были награждены премиями СК. А.Красинский был членом Правления Союза кинематографистов Беларуси (в 1994-1997 гг. его председателем). А.Красинский и О.Нечай активно работают в составе художественного совета Национальной киностудии  «Беларусьфильм». Неотъемлемой частью творческой и общественной работы отдела является участие в международных и республиканских фестивалях и конкурсах: это Международный кинофестиваль «Лістапад» (А.Красинский и О.Нечай – неоднократные члены профессионального жюри и жюри критиков, И.Авдеев – член жюри критиков, О.Медведева – руководитель пресc-центра, Е.Голикова-Пошка – член жюри анимационных фильмов), Национальный кинофестиваль белорусских фильмов (Брест, 1997-2005), Республиканский  фестиваль экологических фильмов (2003-2006), Международный католический фестиваль христианских фильмов и телепрограмм (г. Глубокое, 2005-2006 гг.; Г.Шур – член жюри).
Отдел экранных искусств имеет тесную связь со средствами массовой информации, его сотрудники выступают в передачах республиканских теле- и радиоканалов. Особый резонанс получили телециклы «Киноверсты» и «Телеверсты», посвященные 80-летию белорусского кино и 50-летию белорусского телевидения. А.Красинский и О.Нечай являются авторами сценариев ряда документальных фильмов.

Современная культурная ситуация складывается так, что грядущее экранных искусств в большей степени связано с развитием телевидения и дигитального искусства, основанного на новых компьютерных технологиях. Поэтому перспективные исследования отдела связаны с изучением принципиально новой социокультурной ситуации в мире экранных искусств. По современной теме «Кинотелеэкран и национальное культурное наследие» (2006-2010 гг.) сотрудниками отдела рассматривается роль и значимость национального кино и телевидения как ретранслятора достижений культуры. В то же время определяется место самого кинотелеискусства как важной составной части духовной культуры общественной жизни – экономической, политической, духовной. Анализ современных экранных искусств связан с их обращениям к традиционной художественной культуре, к проблемам взаимовлияния народной и профессиональной культур, социального функционирования культуры в современных условиях и т.д., то есть «внешний» фактор сочетается с фактором «внутренним» – комплексным исследованием современного кинотелепроцесса.

А.Красинский, О.Нечай, А.Карпилова

 
Friday, 18-Jan-2013 14:45
взлом почты icq