взлом

ENG

Отдел Театрального искусства

История отдела

Список сотрудников

В самостоятельную отрасль науки театроведение выделилось в начале XX столетия, когда в Беларуси были созданы профессиональные драматические театры, а также широкое развитие получило самодеятельное творчество. Однако в довоенный период исследований в области театра было немного, они имели фрагментарный, локальный характер. Систематическое изучение истории, теории и современного состояния театрального искусства началось в 1957 году вместе с организацией в ИИЭФ НАН Беларуси сектора театра и кино (с 1977 сектор, с 1986 отдел театра, с 1995 отдел театрального искусства).

Театроведение – это наука, которая изучает происхождение и развитие театра, его место и роль в обществе, современный театральный процесс. Исходя из того, что коммуникативная цепочка театрального процесса состоит из драматургии, сценического искусства, зрителя, театральной критики и театроведения, каждая из этих основных составляющих является предметом изучения соответствующих разделов науки о театре, которые в свою очередь имеют отдельные структурные подразделы. Это теория драмы, общая история и теория театра, режиссерское и актерское искусство, сценография, музыкальное оформление спектаклей, социология зрительской аудитории и восприятие зрителя, театральная критика, образование и педагогика, техника сцены, экономика и организация театрального дела и т. д.  Ведущие направления белорусского театроведения на всех этапах развития были обусловлены общим состоянием и требованиями национального театра, а также идеями и задачами государственной культурной политики в контексте отечественной истории.

С момента создания отдел театрального искусства становится центром театроведческой науки и настоящей кузницей  научных кадров. Сотрудники отдела были всегда востребованы  и, защитив кандидатские  и докторские диссертации, часто переходили на службу в другие государственные учреждения. Так, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом театрального искусства (с 1988) Р.Б.Смольский одновременно является ректором Белорусской государственной академии искусств. Эту же должность в 1984 – 1989 гг. занимал доктор искусствоведения, профессор А.В.Соболевский. В 1973 – 1975 гг. кандидат искусствоведения С.О.Петрович являлся заместителем  министра культуры Беларуси, а кандидат филологических наук О.К.Санников в 1971 – 1975 гг. был главным редактором репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Беларуси. Доктор искусствоведения, профессор Г.И.Барышев в 1967 – 1973 гг. занимал должность заведующего редакции издательства БелСЭ, а кандидат искусствоведения А.А.Лобович  был заведующим  этого издания (1971 – 1979). Благодаря усилиям А.В.Соболевского в республике начал выходить журнал «Тэатральная творчасць”, главным редактором которого он был в 1991 – 1998 гг. На протяжении десятилетий эти ученые возглавляли разные кафедры в Белорусской академии искусств и Белорусском университете культуры и искусства. Кандидат искусствоведения В.Т.Халип в 1970 – 1973 гг. занимал должность инструктора отдела культуры в ЦК КПБ, а в 1973 – 1981 гг. являлся главным редактором Госкино БССР.

Таким образом, состав сотрудников отдела постоянно обновлялся. В настоящее время в нем работают: 2 доктора искусствоведения, профессора Р.Б.Смольский и А.В. Соболевский; 4 кандидата искусствоведения – Т.Е Гаробченко, А.А.Савицкая, В.Н.Ярмолинская, Л.Г.Климович; 2 младшие научные сотрудники – Е.В.Устинова и В.А.Грибайло.

С первых дней существования отдела театрального искусства перед его сотрудниками возникла задача провести значительный  труд по формированию   архивных материалов, на основе которых начались научные исследования. Сразу же определились и их приоритетные направления: история белорусского театра, драматургия, творчество деятелей сцены. Большая заслуга в разработке вопросов истории белорусского театра принадлежит члену-корреспонденту  АН Беларуси, доктору искусствоведения, профессору В.И.Нефеду, который с небольшим перерывом  на протяжении тридцати лет (1957 – 1987 гг.) был заведующим отдела театра. В 1959 году им издана обобщающая работа «Беларускі тэатр: нарыс гісторыі”. Изучение театральной истории и практики было углублено в следующих работах В.И.Нефеда: “Тэатр у вогненныя гады” (1959), “Сучасны беларускі тэатр” (1961), “Становление н белорусского  саветского  театра” (1965). За последние три книги в 1966 году В.Нефеду была присуждена  Государственная премия Беларуси. На основе предыдущих разработок автор в 1982 году издал учебное пособие для студентов творческих ВУЗов “Гісторыя беларускага тэатра”. Одновременно В.Нефед был в числе основателей Белорусского театрального общества (1946), а также Белорусского государственного театрально-художественного института (1945), в котором преподавал до 1990 г.

Рядом с обобщающими трудами появляются монографии, посвященные отдельным, наиболее крупным коллективам республики: «Беларускі акадэмічны тэатр імя Янкі Купалы” (1970) и “Беларускі тэатр імя Якуба Коласа” (1976) В.Нефеда, “Дзіцячы тэатр БССР (1931-1941)” С.Петровича (1983), “Тэатра лялек Савецкай Беларусі” М.Колодинского (1976). Продолжается исследование исторического прошлого театрального искусства, анализируются его народные формы, деятельность профессиональных театров на территории Беларуси в дореволюционный период: “Беларускі народны тэатр батлейка” Г.Барышева и О.Санникова (1962), «Руский драматический театр  в Белоруссии  XIX в.” Ю.А.Пашкина (1980), «Народны тэатр” (1983, составитель и автор вступительной статьи и комментариев М.Колодинский), “Школьны тэатр Беларусі XYI – XYIII стст.”  (2000) С.М.Миско.

Значительные научные разработки позволили сотрудникам отдела начать подготовку трехтомной (в 4-х книгах) “Гісторыі беларускага тэатра”. Авторский коллектив, куда вошли ведущие театроведы республики (А.В.Соболевский, Р.Б.Смольский, Г.И.Барышев, С.О.Петрович, Ю.А.Пашкин, К.Б.Кузнецова, М.А.Колодинский, Т.Е.Горобченко, Ю. М. Сохарь и др.), возглавил В.И.Нефед. В 1983 г. появился  в печати первый том, в 1985 – второй, в 1987 – третий. Выход многотомной “Гісторыі беларускага тэатра”, первого издания такого плана среди других искусствоведческих наук, стала значительным  событием в культурной жизни республики.

Комплексно-системный подход к изучению истории национального театра помог авторам глубоко проанализировать и выявить место и значение сценического искусства в системе духовной культуры белорусского народа, его исключительную роль в процессе формирования белорусов как нации.  Авторский коллектив  исследовал и научно обосновал национальное своеобразие, многогранность форм и художественных стилей профессионального белорусского театра, скоморохов, народной драмы, батлейки, школьного и крепостного театров, любительского и первых начинаний  профессионального театра, авторы главное внимание придают обобщению опыта ведущих национальных коллективов – Театра имени Янки Купалы, Театра имени Якуба Колоса,  Труппы Владислава Голубка.  Рассматривается деятельность Театра юного зрителя, русского, польского, еврейского коллективов, театров рабочей молодежи, областных и колхозно-совхозных театров, а также театральной жизни Западной Беларуси. Таким образом, впервые в белорусском театроведении так широко исследуются полиэтнические  театральные культуры, их уникальное и необычайно плодотворное для национального сценического искусства взаимодействие и взаимообогащение.

Особенностью этого издания является научное освещение отдельных «белых пятен» в истории театра. Так, достаточно полно подается деятельность репрессированных и позже реабилитированных режиссеров Ф.Ждановича и Вл. Голубка, Драматургов В.Сташевского и В.Шашелевича, актеров А.Криницы  и Е.Горобченко, критиков Б.Микулича, Т.Гартного и др. В многотомной истории всесторонне анализируется современная белорусская драматургия, состояние режиссуры, актерского искусства, репертуарная афиша театров. Научный анализ соединяется с образным обновлением художественной структуры спектаклей. Все это помогает не только  возобновить общую картину развития белорусского театра, но и выявить самобытность мастеров национальной сцены, проследить взаимосвязь творческих поколений, преемственность культурных сценических традиций. В «Гісторыі беларускага тэатра” впервые появились разделы, посвященные театральному образованию, критике и театроведению, самодеятельному творчеству, межнациональным театральным связям. В результате исследователи создают общую концепцию развития белорусского театрального искусства от истоков до средины 1980-х годов. Каждый том имеет подробный иллюстративный и справочный аппарат, который включает алфавитное перечисление фамилий драматургов и деятелей сцены, а также драматических произведений, поставленных в разное время в театрах Беларуси.

Трехтомная «Гісторыя беларускага тэатра” – работа, в значительной степени новаторская в отечественном искусствоведении, - стала итогом многолетней поисковой, научно-исследовательской работы белорусских ученых. Вместе с тем нельзя не отметить и определенную идеологизированность этого издания, некоторые просчеты, обусловленные противоречиями общественно-политического, социально-экономического и культурного развития страны в советский период истории. Поэтому сегодня перед сотрудниками отдела театрального искусства стоит необходимость создать учебные и методические пособия для студентов творческих ВУЗов, основанных на современных научных подходах и новых методологиях.

В научной разработке проблем белорусской драматургии и ее сценического воплощения первенство принадлежит А. Соболевскому. В его трудах «Беларуская савецкая драма” (кн. 1-2, 1969, 1972) на широком фоне литературного процесса анализируется художественный метод и индивидуальный  авторский стиль отдельных писателей, выявляется богатство их жанровых и тематических приоритетов. А в монографии «Беларуская драматургія ў тэатрах народаў СССР” (1972) автор исследует национальное драматургическое наследие в контексте сценической культуры не только белорусов, но и народов других национальностей. Безусловную научную ценность представляет и «Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі” в двух томах (1975), составление, редактирование текстов, вступительных статей  и комментарии А.Соболевского.

Кроме обобщающих работ, появляется ряд монографий, посвященных отдельным проблемам национальной драматургии, а также книги, где осмысливаются литературный и сценический опыт крупнейших белорусских мастеров-драматургов. Это работы: «Сатырычныя характары беларускіх камедый” О.Санникова (1961), «Якуб Колас і беларускі тэатр” С.Петровича (1975), «Купалаўскія вобразы на беларускай сцэне” Т.Горобченко (1976), «На пульсе жыцця: Андрэй Макаенак і беларускі тэатр”Ю.Сохара  (1979), «Кандрат Крапіва: нарыс жыцця і творчасці” А.Соболевского (1989). В  2003 году опубликовано второе, доработанное издание «Кандрат Крапіва: постаць і творы”. Анализируя художественные стили и методы, автор показывает как творчество крупных белорусских драматургов повлияло на становление и формирование актерской и режиссерской  школ. Изучение процессов взаимодействия театра с белорусской драматургией соприкасается с анализом сценического воплощения произведений русских и зарубежных  драматургов, которые положительно воздействовали на развитие национального сценического искусства. Этому посвящены книги: «Шекспир на белорусской сцене” (1964)  і “Мальер на беларускай сцэне” (1972) Т.Борисовой, “Пьесы А.Н.Островского на белорусской сцэне” А.Лобовича (1971).

Нарядус разработкой истории белорусского театра и проблем драматургии театроведы научно осмысливают творческое наследие ведущих деятелей национального сценического искусства. В монографии «Народны артыст БССР Е.А.Міровіч” (1963,  в 1978 году вышло второе, дополненное издание «Еўсцігней Міровіч: крытыка біяграфічна нарыс”)  С.Петрович анализирует наследие крупнейшего драматурга, режиссера, педагога. Показывает его исключительный вклад в становление Театра имени Янки Купалы. Выдающимся мастерам старшего поколения купаловцев и колосовцев посвящены следующие книги: «Народны артыст БССР У.І.Уладамірскі” (1954), “Народны артыст СССР П.С.Малчанаў” (1958) В.Нефеда, «Уладар дум чалавечых” (1964, в 1989 году вышло второе издание «Барыс Платонаў: жыцце і творчасць вялікага беларускага артыста” , в 2004 г. – третье издание – “Барыс Платонаў: асоба і ролі”  и  “Глеб Глебаў: жыцце і творчасць вялікага беларускага камедыйнага акцера” (1994, в 2005 г. вышло второе издание «Глеб Глебаў: жыцце і творчасць”) А.Соболевского, “Ірына Ждановіч” (1970) и “Генрых Грыгоніс” (1984) К.Кузнецовой, «Уладзіслаў Галубок” (1969), “Фларыян Ждановіч” (1972) А.Атрощенко, «Вольга Галіна” (1980) и “Зінаіда Канапелька” (1999) Т.Горобченко, «Брава, Віктар!..- нарыс жыцця і творчасці народнага артыста СССР Віктара Тарасава” (1999) В.Ярмолинской. В.Нефед издает книги : “Мікалай Кавязін: жыцце і творчасць” (1990) об одном из ведущих режиссеров страны, организаторе Белорусского театра юного зрителя; “Ігнат Буйніцкі – бацька беларускага тэатра” (1991), посвященную основателю национального профессионального сценического искусства в XX ст.;  «Францішак Аляхновіч: тэатральная і грамадска-палітычная дзейнасць” (1996), где автор высказывает собственный взгляд на одну из наиболее сложных и противоречивых личностей в истории белорусского театра.  

Созданная научная база помогла сотрудникам отдела более глубоко и основательно разработать различные  вопросы  сценического искусства в  историческом и теоретическом планах. Появляется ряд исследований,  авторы которых расширяют  традиционные границы научных поисков и создают работы проблемно-теоретического направления. Так, В.Нефёд  в книге «Размышление  о  драматическом конфликте» (1970) рассуждает о центральной проблеме драматургических произведений – конфликте.
Р.Смольский в монографии «На сцене бессмертие подвига» (1982) исследует эволюцию художественных принципов белорусской драматургии и театра 1940 – 1970 гг. в осмыслении произведений о Великой Отечественной войне. В работе «Пазначана часам» (1984)  учёный анализирует творчество белорусской режиссуры, а в книге «Грядущим в наследство» (1986)  освещает проблемы  художественного отражения  событий минувшей войны в драматургии и театре 1980-х гг. В монографии  Р.Смольского «Сотворение судьбы» (1987) рассматривается сценическое   воплощение героя и народа в переломные моменты истории,  своеобразие  национальной драматургии и её  интерпретаций в театрах республики.

Белорусская наука о театре постепенно обогащается рядом исследований,  разнообразных по жанрам и тематике. Развитию любительского театра посвящены книги: «Тэатр змагання» А.Лобовича  (1969, про деятельность западнобелорусских коллективов),  «Народныя тэатры беларусі» С.Петровича (1966), «Жывая крыніца: Тэатральная самадзейнасць на сучасным этапе» Ю.Сохаря (1983). Историю белорусской театральной ленинианы  возобновляет А.Соболевский в работах: “Вобраз У. І. Леніна на беларускай сцэне” (1980) и «Вечная крыніца: Беларуская тэатральная Ленініяна ў кантэксце часу” (1991). Роль театра в  эстетическом воспитании молодёжи, контакты белорусского театра с другими национальными культурами рассматривает  А.Соболевский  в книгах «Ад п’есы – да спектакля» (1965) и «Тэатр узнімае заслону» (1970), в брошюрах     «Беларуская савецкая драматургія і яе сцэнічнае ўвасабленне» (1971),  «Беларуска-малдаўскія тэатральныя сувязі»  (1984). Своеобразие  развития сценического искусства республики в центре внимания авторского коллектива книги «Театр и  жизнь: Некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70 – 80-х годов» (1989). В.Нефёд, Р.Смольский, Т.Горобченко, К.Кузнецова, В.Козел (Ярмолинская), В.Науменко и др. анализируют художественный опыт воплощения произведений современной и исторической проблематики, русской классики и зарубежной драматургии, состояние белорусской драматургии, сценографии, социологии  театра.

Характерной особенностью работы отдела  театрального искусства было и остаётся то, что его сотрудники всегда стремились наладить контакты с другими отраслями наук, с общепрофильными учреждениями  республики и других стран. Результатом  такого творческого сотрудничества стало участие В.Нефёда в создании «Истории советского драматического театра» в 6-ти томах, которая вышла в Москве в 1966 – 1871 гг. (разделы по белорусскому театру). А.Соболевкий  является автором  раздела «Белорусский театр» в книге «Советское актёрское искусство: 50 – 70 годы» (М., 1982), а Т. Е. Горобченко – автор разделов в коллективных трудах “Культурная политика Белорусской ССР” (1979, Париж), «История театроведения народов СССР, 1917 – 1941» (М., 1985), «Інстытут беларускай культуры» (1993), “Очерки истории науки и культуры Белоруссии ІХ – начала ХХ в.” (1996); Р.Смольский – автор раздела «Беларускі тэатр 90-х: праблемы рэфармавання і развіцця” в коллективном издании “Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе ХХ стагоддзя” (1998).

Жанровому расширению белорусского театроведения способствуют сборники искусствоведческих и литературно-критических статей, ранее напечатанных авторами в газетах и журналах. В этом плане значительный интерес представляют работы  А.Соболевского. В книге “Жыццё тэатра” (1980) обобщаются художественные явления 1970-х., в сборнике “Сучаснасць і гісторыя” (1985) анализируются сценические явления конца 1970-х первой половины 1980-х гг., работа “Асоба мастака” (1992) посвящена рассмотрению театральной практики 1980-х. Каждая из этих книг даёт давольно  полное  представление о состоянии драматургии, режиссёрского и актёрского искусства, о поисках театрами собственного стиля и образного сценического языка в конкретный исторический отрезок времени. Кроме того, театровед, практически единственный в стране, систематически изучает  связи белорусского театра со  сценическим искусством других народов. В ряде статей  А.Соболевский исследует диалектику взаемоотношений национального и интернационального в искусстве, анализирует постановки  белорусских пьес за пределами страны и постановки инонациональных произведений  на белорусской сцене, рассуждает о воплощении  национального характера  театральными средствами и др.  Автор  убедительно раскрывает, как белорусская драматургия и проза способствовали обогащению  сценического искусства других народов и, вместе с тем, как происходило открытие новых граней в  произведениях белорусских авторов.

Своеобразный структурный принцип  построения  присущ аналогичным работам  Р.Смольского. Во вступительной статье к монографии “Тэатр ў прасторы часу”  (1998) автор определяет специфику театрального искусства,  очерчивает основные этапы его развития от  древней Греции до наших дней.  В другой книге “Рэха мінулага” (2000) рассматриваются разные аспекты белорусской театральной культуры  ХХ-го века.  Обе работы Р.Смольского дают широкую панораму театральной жизни в тесной взаимосвязи с общественно-политической и культурной жизнью страны. В центре внимания исследователя –  эволюция концепции  героического в  сценическом искусстве, драматургия и её воплощение на сцене, проблемы режиссуры, актёрского мастерства, профессиональной подготовки творческой смены, фестивальное движение и др.

Книги, изданные А.Соболевским и Р.Смольским, включают самые  разные по жанру публикации. Это исторические очерки, проблемно-теоретические  статьи, рецензии на спектакли, творческие портреты деятелей сцены, обзоры деятельности  отдельных коллективов, полемические и дискуссийные материалы. Как из небольших кусочков стекла изобретательно складывается  разноцветная мозаика, так и написанные в  разное время статьи, объединённые в сборники, создают целостную картину театрального искусства с его проблемами, противоречиями,  внутренней динамикой развития. Такие книги очень востребованы как в научной среде, так и в творческих учебных заведениях. Они  избавляют преподавателей и студентов от необходимости пересматривать  подшивки старых газет и журналов, помогают глубже понять основные тенденции развития искусства.

Белорусская наука о театре на разных  исторических этапах имела глубокую связь как с театральной практикой, так и с процессами которые   происходили в обществе. Особенно выразительно это проявилось в 1990-е гг.,  когда коренные изменения  затронули все сферы  общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни. Перестройка творческой жизни  прежде всего была связана с обретением страной  самостоятельности. Демократизация общественной жизни обусловила исчезновение цензуры, свободу  репертуарной политики, способствовала расширению взаимосвязей с зарубежными деятелями сценичесакого искусства, вхождению белорусского театра в  пространство европейской культуры. Вместе с тем выразительно проявились и те  сложные проблемы, которые встали перед деятелями культуры. Характерной особенностью театрального процесса стала очевидная утрата театром привелигированного  места в общественной и культурной жизни страны.

Новая историческая реальность определила глубокую периориентацию всей отечественной художественной культуры, обусловила поиск новых путей взаимодействия с обществом и связей с народной жизнью. Перед театром возникла необходимость найти свою нишу в системе  рыночных взаимоотношений,  определяющих для переходного периода  развития общества. Свобода, которую получили деятели сцены, избавила их от цензурных ограничений. Между тем, практика показала, что многие из них были не готовы к этой свободе. Колебания от идей мистицизма к открытой эротике и вульгарной политизации  засвидетельствовали растерянность деятелей сцены в условиях свободы творчества. Коммерциализация искусства, приёмы “шоковой терапии” не дали ожидаемого  результата. Театр, будучи не способным конкурировать с электронными средствами массовой информации, стал  терять зрителя. Таким образом, процес вхождения театра в новую историческую реальность  был болезненным и,  в некоторой степени,  закономерным. 

Проблемы, с которыми столкнулось театральное искусство,  возникли и перед  театроведением. Необходимо было не только осмыслить роль и место театра в современном обществе, но и определить приоритетные направления творчаства. Важная роль в активизации театроведческой и критической мысли в этот период принадлежит Р.Смольскому, который в 1997 году возглавил Белорусский союз литературно-художественных критиков, куда вошли все сотрудники отдела театрального искусства. Благодаря его инициативе и хорошим организаторским способностям, был проведен ряд научно-творческих конференций с приглашением учёных из России, Украины, Грузии, Литвы, Эстонии, Польши и других стран. Рядом с теоретиками активное  участие в них приняли практики театра. По материалам  конференций были изданы зборники: “Дзяржава, культура, рынак” (1996, совместно с Институтом им. И. Гёте),  “Беларускі тэатр у прасторы сусветнай культуры” (1996), “Беларускае акцёрскае мастацтва” (1997), “Сучасная беларуская рэжысура” (1998), “Беларускае сучаснае мастацтвазнаўства і крытыка” (1998), “На шляху да сталасці: Стан і перспектывы развіцця беларускай мастацкай крытыкі” (2001). В 2004 г. была проведена научно-творческая конференция “Патриотизм – категория вечная: Осмысление событий Великой Отечественной войны в современном театральном искусстве”. Обсуждение этой темы в начале ХХІ века прозвучало очень актуально. Военная проблематика всегда была определяющей для нашего  театра, а спектакли по произведениям А. Мовзона, К. Губаревича, А. Макаёнка, А. Дударева и др. стали высочайшим творческим достижением белорусского сценического искусства в послевоенный период. Между тем, в так называемый,  перестроечный период со стороны отдельных писателей и деятелей культуры события минувшей войны начали искажаться. Оправдывался коллаборацианизм, подвергалась сомнению героика партизанского движения. Именно поэтому особенно важен тот факт, что белорусские театроведы единодушно пришли к выводу: героический подвиг народа в Великую Отечественную войну – вечная тема для национального театра, который должен  средствами искусства сохранить  историческую память людей, особенно молодёжи.

Научная ценность международных и республиканских конференций, как и выданных по их материалам сборников, заключается в том, что впервые за последние десятилетия на обсуждение общественности были вынесены  наиболее актуальные проблемы современного искусства.  В то время, когда белорусский театр находился практически на распутье, учёные не только  проанализировали разные аспекты  реального состояния  сценического искусства, но и определили пути его  дальнейшего развития. Первоочередной для  деятелей искусства  была сфера духовности, сохранение моральных ценностей, традиционных для народа, его национального менталитета. В сфере творчества – это утверждение гуманистических идеалов, поиск новых  театральных идей, расширение образных средств сценической выразительности, формирование репертуара, ориентированного на социально диферренцированную аудиторию. Рядом с творческими проблемами  театроведы поставили перед деятелями сцены  важные идеологические задачи: средствами театрального искусства  духовно формировать нацию,  содействовать её консолидации и национально-культурному обновлению.

Свидетельством зрелости науки о театре, её постепенного движения вперёд является рождение новых разделов, более узкая специализация учёных. Именно об этом свидетельствуют работы: “Тэатральны эксперымент: Праблемы, пошукі, рашэнні” В.Науменко (1990), где рассматриваются новые для белорусского театроведения вопросы финансирование театрального дела, планирование творческого процесса,  научной организации работы; “Тэатр і глядач” (1993), в которой Р.Смольский и В.Науменко в соавторстве с социологами также впервые анализируют театральные реформы, репертуар и потребительский рынок,  дают  выводы социологических исследований  широкого спектра взаимодействия театров со зрительской аудиторией. Эта же проблематика, но уже на сценической практике последнего десятилетия,  исследуется в монографии “Стратэгія поспеху” Р. Б. Смольского, А. А. Ракова, В. А. Грибайло (2005). Её авторы определяют главные направления театральной реформы,  обозначают структуру зрительской аудитории разных городов, изучают эстетические ориентиры театрального зрителя, его воздействие на репертуарную политику драматических театров страны. Значительную ценность представляет  приложение, которое состоит из репертуара премьерных спектаклей  Национальных академических театров Беларуси 2000 – 2005 гг. и  таблицы количества премьерных постановок во всех  драматических  театрах страны за 1990 – 2005 годы. На теоретиков профессионального искусства рассчитана книга “Сацыялогія сучаснай культуры” А.Ракава, Р.Смольского (2005), в которой прослеживается динамика всемирной культуры за несколько тысячелетий и динамика  тысячелетней культуры  русской цивилизации, исследованная  известным социологом Питиримом Сорокиным.

Коренные изменения, которые произошли в театральном искусстве Беларуси на новом этапе, требовали научного осмысления, однако,  что бы понять диалектику творческого процесса, необходима была определённая временная дистанция. В конце ХХ – начале ХХІ века такие работы появляются. Авторы проблемно-теоретических исследований  анализируют основные тенденции развития  сценического искусства в широком социокультурном контексте. В своей монографии “На скрыжыванні: Тэатр у працэсах станаўлення і развіцця гістарычнай і нацыянальнай свядомасці беларусаў”  (1999) Р.Смольский последовательно показывает, как формировалась национальная особенность белорусского театра от его  первоначальных форм в древности до современного профессионального искусства. Основное внимание учёный  уделяет  театральной ситуации 1990-х годов. Определив позитивные и негативные стороны  театрального процесса, автор подчёркивает главное – огромную роль сценического искусства в деле  государственного строительства Республики Беларусь. Р.Смольский  определяет приоритетные направления  развития театра, эффективность его многофункциональную эффективность.  

Идея созидательной роли театра является определяющей и для монографии «На мяжы стагоддзяў: Сучасны беларускі драматычны тэатр» Т.Горобченко (2002). В ней исследуются проблемы, которые возникли перед театральным искусством в переходный период развития общества. И прежде всего – сохранение национальной самобытности, духовности в противовес антикультуре, которая через видео-кино-телепродукцию мутным потоком ворвалось в нашу жизнь. Белорусский театр неизбежно входит в мировое театральное пространство: осваивает эстетику условного и эпического театров, постигает различные методологии западноевропейских режиссеров, активно обращается к абсурдистской драматургии. В таких условиях особенно остро встает вопрос продолжения и развития реалистического направления в искусстве, изначально присущего славянскому театру. Автор отмечает, что в своем большинстве деятели белорусской сцены творчески осмысливают ценности, накопленные отечественной и мировой культурой. В мировоззренческом же плане лучшие спектакли успешно противостоят своей созидательной энергией мраку и безысходности, хаосу и разрушению.

Уникальному явлению театрального искусства, единственному в стране театру для детей и юношества посвящена монография «Беларускі тэатр юнага гледача: Вопыт эстэтычнага выхавання» А.А.Савицкой (2008). Автор исследует историю создания ТЮЗа, его специфику, своеобразие творческого развития в 1931—1941 и 1956—2006 гг. На примере наиболее значительных сценических произведений раскрывается их художественная значимость и роль в формировании мировоззрения и эстетического вкуса детей, подростков и молодежи.

В своих исследованиях Р.Смольский и Т.Горобченко обращают внимание на характерную особенность театральной жизни конца ХХ – начала ХХI века – повышенное внимание драматургов и театров к национальной классике и исторической тематике. Никогда ранее белорусский театр не углублялся в такую древнюю отечественную историю. На сценические подмостки рядом с личностями Франциска Скорины и Кастуся Калиновского вышли представители национальной элиты – Рогнеда и Владимир, Витовт и Ягайло, Барбара Радзивилл, Василий Ващило, Франтишка Уршуля Радзивилл и др. Это было особенно важно, так как зритель наконец получил возможность соприкоснуться с величием и трагизмом жизни наших предков. Анализируя исторические спектакли авторы впервые вводят художественные произведения в контекст христианской традиции, через которую и выявляют духовные истоки нации. Применяя различные методологии исследования, ученые приходят фактически к единым выводам: исторические произведения, как и национальная классика, открыли новые возможности для философского осмысления разных пластов народной жизни, для пробуждения памяти и самосознания белорусов.

Важнейшими достижениями современного белорусского театроведения стали масштабные издания «Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі» в 4-х томах (1997—2005, составление, научная редакция, вступительные статьи и комментарии А.Соболевского) и энциклопедия «Тэатральная Беларусь» в 2-х томах (2002—2003).

По сравнению с предыдущей хрестоматией, которая освещала период от древности до 1970-х годов, доработанное А.Соболевским издание, продолжено до начала ХХI в. Но дело не только в увеличении временных границ. Новая хрестоматия включает значительное количество фактологических материалов, многие из которых впервые вводятся в научный обиход. Прошло более четверти столетия, и на театральном небосводе появилось множество имен талантливых мастеров, творчество которых заслуживает изучения. Две первые книги композиционно строятся на определенных исторических периодах, две последние – имеют другую структуру и не разделяются на отдельные главы. Вместе с тем внутренняя композиция остается  прежней: сначала освещается деятельность драматургов, затем актеров и режиссеров. Масштабную картину творческих индивидуальностей дополняют личные рассуждения деятелей сцены про свое творчество, что помогает глубже понять их методологические принципы и мировоззренческую позицию. Впечатляет и  авторский подбор воспоминаний современников, которые помогают понять природу таланта и неповторимость индивидуальности мастеров сцены. Хрестоматия имеет богатый справочный материал. Авторские комментарии с энциклопедической точностью дают основные биографические данные о театральных деятелях, указывают, где и когда впервые были опубликованы и поставлены драматические произведения.

Значительна роль А.Соболевского и в создании энциклопедии «Театральная Беларусь» -- первого в национальной культуре издания, посвященного театральному искусству: драматическому, музыкальному, кукольному. Он является не только научным редактором 2-х томов, но и координатором этой работы по сбору материалов и их систематизации. Цель издания – показать процесс развития театра Беларуси от возникновения до начала ХХI века, его историю, теорию и практику. Энциклопедия включает около 2-х тысяч статей, большая часть которых по драматическому театру написана сотрудниками отдела театрального искусства. Материалы посвящены народному, профессиональному и любительскому театру, его формам и жанрам, драматургии, режиссуре и актерскому творчеству, сценографии, технике сцены, образованию и научно-исследовательской работе в области театра, культурной жизни городов. В ней приводятся широко употребляемые театральные термины, а также статьи по литературе, фольклору, изобразительному искусству, радио, кино, телевидению, печати, имеющие отношение к сценическому искусству. Энциклопедия не ограничивается только белорусским театром. Его история подается в контексте мирового театрального процесса, во взаимосвязи и взаимодействии со сценическими культурами других народов.

Оба издания – «Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі» и энциклопедия «Тэатральная Беларусь» не имеют аналогов на всем постсоветском пространстве.

В 2007 г. был издан энциклопедический 3-х томный справочник «Современная Беларусь», третий том которого посвящен культуре и искусству. Особенность этого издания заключается в том, что в нем освещается период 1990—2005 гг., когда Беларусь стала самостоятельным независимым государством. Раздел про театр начинается статьей А.Соболевского «Театр новейшего времени». Остальные материалы представляют собой небольшие очерки про все белорусские драматические и кукольные театры, дополненные персоналиями мастеров сцены и репертуарными  списками. Авторами являются в основном сотрудники отдела театрального искусства.

Специфика театра, его отличие от других видов творчества заключается в том, что оно не оставляет после себя никакого материального следа. Спектакль играется в реальном времени в присутствии зрителя и исчезает, когда опускается занавес. Поэтому так велика роль театральной критики, которая фиксирует и сохраняет для истории явления искусства. Сотрудники отдела театрального искусства  всегда совмещали научно-исследовательскую работу с деятельностью театральных критиков. Они принимали активное участие в многочисленных театральных дискуссиях, которые проводились на страницах газеты «Літаратура і мастацтва», журналов «Нёман», «Мастацтва». И сегодня ученые не ограничиваются рассмотрением конкретных явлений, а стремятся к анализу и обобщению театрального процесса в стране. В своих статьях критики освещают актуальные современные проблемы: адаптация театра к условиям новой реальности, культура в эпоху глобализаций (Р.Смольский), актерское искусство, сценическая итерпретация национальной драматургии и прозы (А.Соболевский), театральная традиция и экспериментальный поиск (Т.Горобченко), роль детского театра в нравственном воспитании подрастающего поколения (А.Савицкая), белорусская сценография (В.Ярмолинская), театральная критика и театроведение (Л.Климова), эволюция молодого героя в спектаклях для детей и юношества (Е.Устинова), региональная театральная культура (В.Грибайло, в 2003 г. вышла его брошюра «Могилевский областной драматический театр»).

Разные по жанру и тематике критические материалы помогают лучше понять сущность театрального искусства, его взаимодействие с действительностью, общественную роль в жизни народа.

Отдел театрального искусства на протяжении многих лет плодотворно сотрудничает с Министерством культуры Республики Беларусь. Научные разработки сотрудников отдела внедряются в практическую деятельность театров. Авторский коллектив во главе с Р.Б.Смольским регулярно участвует в разработке нормативных документов по культуре и созданию различных научно-творческих программ. Например, программы «Функционирование и развитие культуры в Республике Беларусь до 2005 г.», «Сохранение и развитие культуры в Республике Беларусь на период 2006—2010 гг.», «Программа приоритетных направлений развития театрального дела в Республике Беларусь 2001—2010 гг.» и др. Сотрудники отдела ежегодно разрабатывают справки о состоянии театрального процесса в республике с анализом творчества столичных и областных театров, в том числе принципов формирования их репертуара. При финансовой поддержке со стороны Министерства культуры РБ театроведы, начиная с 1994 г., издают брошюры с обзором театральных сезонов и театральных годов в драматических театрах страны.

Результаты научных исследований сотрудники отдела апробируют и активно вводят в педагогическую практику творческих ВНУ. Особенно успешно они соединяют научную и педагогическую деятельность в Белорусской государственной академии искусств. Кроме проведения курсов лекций и семинаров, здесь разрабатываются  учебные программы, издаются учебные пособия, осуществляется научное руководство дипломниками, магистрантами и аспирантами, проводится оппонирование дипломных работ, кандидатских и докторских диссертаций. И, возможно, самое главное – научные работы, изданные сотрудниками отдела, являются основным фундаментом, на котором базируется учебный процесс разных кафедр театрального факультета БГАИ, особенно кафедры истории и теории искусств.

Деятельность ведущих белорусских театроведов получила высокую оценку в нашей стране и за ее пределами. Так, Р.Смольский в 1997 г. получил Диплом о присуждении Премии года «За высокие достижения в области искусства», в 1999 г. получил специальную премию Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  «За высокие творческие достижения в области культуры  и  искусства» ( номинация «Искусствоведение и критика»), а в 2006 г. Приказом  Президента Республики Беларусь награжден медалью «За трудовые заслуги». Р.Смольский является академиком Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (с 1999 г.), членом-корреспондентом Международной академии организационных и руководящих наук (с 1997 г.), с 2005 г. – академик.  А.Соболевский является академиком Международной академии наук о природе и обществе (Московское отделение, 1998), Почетным доктором наук Ташкентского института искусств им. М.Уйгура (1998 г.), лауреатом Международной премии UNITY (золотая медаль, 1994 г.) и Республиканской премии им. К.Крапивы (2001).
Таким образом, за период существования отдела театрального искусства белорусские театроведы добились существенных успехов, достигли качественно нового уровня в изучении национальной драматургии и театра. Об этом свидетельствуют: значительное увеличение количества публикаций (энциклопедические издания, хрестоматии, монографии, коллективные работы, сборники и брошюры, многочисленные статьи в периодической печати); расширение диапазона научных исследований, основанных на достижениях отечественного искусствоведения (вопросы драматургии, истории и теории национального театрального  искусства, проблемы современного творческого процесса, театральной школы и экономики, взаимосвязи и взаимодействия с другими  национальным и сценическими культурами, жанровое и стилевое разнообразие драматического искусства Беларуси и т.д.).

Белорусское театроведение, как и другие гуманитарные науки, не было свободным от определенных недостатков. Общая политизация самосознания, идеологические догмы и стереотипы влияли на методологические принципы исследований, на оценку отдельных явлений театральной жизни. В связи с этим сегодня для театроведов актуальной является задача исследования «белых пятен» в истории национального сценического искусства, нового осмысления отдельных фактов, явлений, деятельности некоторых мастеров сцены. Новизна многих задач, которые стоят перед белорусскими театроведами, обусловлена главной исторической особенностью последнего десятилетия ХХ – начала ХХI столетия – рождением суверенной Республики Беларусь. Именно задачи государственного строительства определяют новые подходы и в сфере театрального искусства, и в области науки о театре. Театроведческие научные исследования способны и должны ощутимо влиять на формирование общественного сознания, на утверждение нравственных и духовных ценностей, на становление государственной идеологии и укрепление национальной идеи. 

 

 
взлом почты icq